RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

Хранить вечно, 18.09.2018

19 сентября в ЦВЗ «Манеж» состоялась премьера музейно-театрального проекта «Хранить вечно». Он посвящен 100-летию создания музеев в бывших пригородных императорских резиденциях – Гатчине, Павловске, Петергофе и Царском Селе. Проект продлится до 8 октября.

В торжественной церемонии открытия приняли участие заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Любовь Совершаева, и.о. губернатора Санкт-Петербурга Александр Говорунов, замминистра культуры Сергей Обрывалин, гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Были зачитаны приветствия Президента РФ Владимира Путина и Министра культуры РФ Владимира Мединского.

«Хранить вечно» – биография четырех пригородных музеев, рассказанная языком современного театра. 

После октябрьского переворота началась национализация царского имущества, среди которого особое значение имели петербургские императорские дворцы и загородные резиденции, построенные лучшими зодчими своего времени и наполненные уникальными художественными коллекциями. Преобразование дворцов в музеи стало важнейшим проектом молодого Советского государства, реализованным на рубеже эпох и культур.

Столетний путь всех четырех музеев-заповедников, во многом схожий, во многом ярко индивидуальный, вобрал в себя перипетии сложного и бурного ХХ столетия. За прошедший век тысячи людей вложили — и продолжают вкладывать — силы, знания и душу в развитие пригородных резиденций.

Инициаторами проекта выступили руководители четырех музеев-заповедников: Василий Панкратов (ГМЗ «Гатчина»), Вера Дементьева (ГМЗ «Павловск»), Елена Кальницкая (ГМЗ «Петергоф»), Ольга Таратынова (ГМЗ «Царское Село»).

Их намерение совместно рассказать жителям и гостям города музейную историю пригородов поддержали почетные граждане Санкт-Петербурга Даниил Гранин (1919-2017) и Михаил Пиотровский. Заинтересованное участие в реализации проекта приняли губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и председатель Комитета по культуре Константин Сухенко.

Для реализации поставленной задачи руководители музеев-заповедников обратились к петербургскому режиссёру художественному руководителю Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова Андрею Могучему, пригласив его «переплавить» собранные и систематизированные научными коллективами музеев исторические факты в художественные образы. Художником-постановщиком выступила Вера Мартынов, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и Государственной премии в области современного искусства «Инновация». Музыку к спектаклю-выставке написал петербургский композитор Владимир Раннев. Голосом проекта стала Алиса Фрейндлих.

Так родился во многом экспериментальный музейно-театральный проект «Хранить вечно» авторское произведение на документальной основе. Андрей Могучий и его творческая команда создали спектакль, в котором ожили страницы трагического и триумфального столетнего пути музеев-заповедников «Гатчина», «Павловск», «Петергоф» и «Царское Село».

Важнейшую часть экспозиции составили более 200 подлинных музейных предметов и архивных фотографий из фондов четырех музеев-заповедников. Из царскосельской коллекции представлены 37 предметов (в том числе изделия из бронзы, фарфора, кукольный театр «Гиньоль»); 12 фрагментов (в том числе фигура ангела над царскими вратами церкви Екатерининского дворца), фотоматериалы. В повествовании органично сочетаются свет, звук, мультимедиа, создавая в итоге экспериментальное инновационное произведение, включающее в себя разнообразные принципы воздействия на зрителя. 

Научную основу проекта «Хранить вечно» обеспечили сотрудники музеев-заповедников. Соорганизатором и продюсером проекта выступила компания «Культура потребления».

Андрей Могучий, режиссер:

– Количество исторических фактов, с которыми мы столкнулись, – ошеломляющее. Их отбор был для нас самым трудным. Сокращали безжалостно. Но это и создало нужную степень условности. А вообще за этот год я узнал, наверное, больше, чем за всю свою ленинградскую жизнь. История музеев – невероятная, потрясающие люди ее делали. И только сейчас начинаешь понимать масштаб этой деятельности и масштаб людей.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»:

– Мы все, руководители четырех музеев, пришли к мысли, что нужен новый язык, на котором разговаривать с посетителем. Чтобы привлечь внимание аудитории к нашей музейной истории. На мой взгляд, этот проект рассчитан прежде всего на молодежь. Новое поколение лучше воспринимает информацию через эмоции. И этот спектакль-выставка апеллирует в большей степени к нашему сердцу, чем к рассудку.

Всё начинается с импровизированного зрительного зала и огромного «золотого» занавеса. Он не раскрывается, как перед началом спектакля, а пропускает зрителя внутрь лабиринта времени. В основе сюжета – дневник вымышленного персонажа Ольги (озвучивает Алиса Фрейндлих). Её голос сопровождает посетителя (каждый получает на входе наушники и аудиогид) на протяжении долгого путешествия во времени. Героиня родилась в Царском Селе, работала экскурсоводом в Петергофе, как хранитель эвакуировала вещи из Павловского дворца, восстанавливала Гатчинский дворец. Действующие в ее дневнике лица – реальные люди: сотрудники музеев, участники исторических событий. В соответствии с ее повествованием пространство условно делится на несколько зон. Театральные декорации сформировали территории разных периодов: из бывших царских резиденций зритель попадает в советский парк культуры и отдыха, становится участником масштабной эвакуации коллекций начала войны, вместе с ними проходит долгий путь к победе. Доминанта экспозиции – триумфальное возрождение дворцов из пепла и их дальнейший путь в современность.

← вернуться

Архив новостей
© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта