RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

Сегодня посетители музея-заповедника «Царское Село» с большим интересом знакомятся с коллекциями изобразительного искусства, так как Екатериниский и Александровский дворцы располагают интересной коллекцией живописи и графики.

Среди этих произведений представлены как широко известные имена художников, писавших по заказам императорской семьи, так и фамилии полковых живописцев, исполнявших копии для офицерских военных собраний. Произведения кисти Г. и И. Гротов, П. Ротари,   Г. Робера, О. Верне соседствуют с работами Бакмансона и Акентьева.

Кроме этого существует богатое собрание портретной живописи. Портрет требовался как для украшения парадных залов дворца, так и для развески в личных комнатах. Для исполнения портретов приглашались лучшие зарубежные и отечественные мастера. Рассматривая дворцовую коллекцию портрета, мы знакомимся с различными подходами к искусству этого жанра в разные эпохи, когда вырабатывались и существовали определенные программы изображения портретируемых: «Портрет императрицы Екатерины I» кисти И. Адольского (до 1725); «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» Г. Бухгольца (1768); «Портрет императрицы Екатерины II» И.-Б. Лампи (1783); «Портрет императора Александра I» кисти Дж. Доу (1825). Все они выполнены по единой композиционной и представительской схеме, с аксессуарами и аллегориями, которые компоновались по желанию заказчика.

В первой четверти XIX в. залы Александровского дворца заполнились крупноформатными портретами  кисти немецкого живописца Ф. Крюгера. Главной задачей всех этих полотен был «рассказ» о социальной значимости изображенных.

В коллекции существует произведения художников-монументалистов: П. да Кортоны, К. Маратти, Д. Валериани. Гордостью собрания относятся работы прекрасных западноевропейских живописцев, которые размещены на стенах Картинного зала дворца еще в середине XVIII в. Это работы французов Ж. Бланшара и Д. Мартена-младшего, итальянцев К. Чиньяни, Джорджоне и др.

Особое место во дворце занимает коллекция графики, представленная великолепными акварелями прославленных мастеров Л. Премацци, Э. Гау, М. Зичи. Все они фиксировали дворцовые интерьеры, их художественный облик и своеобразие; индивидуальную отделку залов в совокупности с первоклассными произведениями европейского и русского искусства, специального предназначенными для их убранства. Акварели Премацци и Гау были заказаны императором Александром II и его супругой Марией Александровной, желавших до мельчайших подробностей запечатлеть дворцовые залы, их меблировку, расположение произведений искусства. Последующие владельцы бережно сохраняли эти изображения, которые сыграли в середине XX  в. важную роль исторического документа. В 1941 г., г. Пушкин был оккупирован вражескими войсками, дворец разрушен. Освобожденный в январе 1944 г. ансамбль начал возрождаться. Большую роль в воссоздании интерьеров сыграли акварели, передавшие цветовую гамму залов, шелков, паркетов, предметов убранства. Акварели оказались бесценным документом при восстановлении дворцовых залов.
В музее также хранится одна из наиболее значительных коллекций английских гравюр второй половины XVIII в., появившаяся в Царском Селе при жизни Екатерины II. Императрица приобрела ее с целью почерпнуть новые идеи для оформления садов любимого Царского Села, для создания пейзажей в английском стиле.

Иконография Царского Села пополнялась гравюрами, литографиями, хромолитографиями. Традиция дублировать живописный оригинал в гравюре была очень развита при Императорском дворе – таким образом можно было тиражировать понравившееся изображение, использовать его в качестве подарка, а так же украшать им стены в интерьерах и парковых павильонах.

АКВАРЕЛИ * ГРАФИКА * ЖИВОПИСЬ

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта