RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

Операции на Балтийском море

Материал подготовили
А.М. Тутова, И.В. Можанов, А.С. Рогатнев

Балтийское море рассматривалось ведущими морскими державами – Великобританией и Германией – как второстепенный театр. Британцы считали, что русский флот, медленно восстанавливающийся после поражения в Русско-японской войне 1904–1905 гг., не сможет оказать сколько-либо существенной помощи британскому флоту, а немцы опасались в первую очередь флота Великобритании, поэтому держали на Балтике лишь устаревшие корабли.

Командовал русской эскадрой адмирал Н. О. Эссен. Основной боевой задачей русского флота являлось сопротивление проникновению противника в Финский залив путем боя на заранее подготовленной позиции. Для решения этой задачи была назначена оборонительная позиция в узости залива, образуемой островом Норген и мысом Поркалла-Удд – так называемая центральная минно-артиллерийская позиция.

Военные действия на Балтике начались 31 июля. В 6.56 русские минные заградители под прикрытием линкоров начали ставить первые мины. Миннозаградительные операции стали одним из главных видов боевой деятельности русских морских сил на Балтийском море в кампанию 1914 года.

26 августа 1914 г. на Балтике произошло событие, оказавшее значительное влияние на дальнейший ход войны. В Финском заливе у острова Осмуссаар сел на мель германский легкий крейсер «Magdeburg». Попытки спасти корабль закончились неудачей, и вскоре он был захвачен подошедшими русскими крейсерами «Богатырь» и «Паллада». Главным успехом было поднятие со дна моря секретной сигнальной книги крейсера, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Это позволило России и союзникам по Антанте путем перехвата немецких радиосообщений узнавать о действиях флота противника.

В середине октября на Балтику прорвались две британские подводные лодки. 17 ноября подорвался на минах и затонул немецкий крейсер «Friedrich Carl». В конце 1914 г. были достроены четыре новых линкора — «Полтава», «Гангут», «Петропавловск» и «Севастополь», что изменило соотношение сил в Балтийском море.

25 января 1915 г. подорвались на минах и получили повреждения немецкие крейсеры «Augsburg» и «Gazelle».

19 июня 1915 г. произошел Готландский бой между русским и немецким отрядами крейсеров около острова Готланд. Был потоплен немецкий минный заградитель «Albatros».

8 августа 1915 г. немецкие силы, состоявшие из 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 эсминцев и 14 тральщиков, попытались прорваться в Рижский залив через Ирбенский пролив. Им противостояли броненосец «Слава», канонерские лодки «Грозящий», «Храбрый», «Сивуч», минный заградитель «Амур», 16 эсминцев и дивизион подводных лодок. Потеряв на минах два тральщика — T-52 и T-58, немцы отказались от попытки прорыва. Минный заградитель «Амур» поставил дополнительное минное поле в Ирбенском проливе. Таким образом, русский флот ликвидировал попытки германского флота прорваться в Рижский залив.

12–20 октября 1917 г. произошло сражение между немецким и русским флотом за Моонзундские острова, в ходе которого немецкий флот высадил десант на острова Эзель, Моон и Даго, захватил их и, протралив минные заграждения в Ирбенском проливе, прорвался в Рижский залив.

После подписания Брест-Литовского мирного договора русская армия и флот должны были оставить береговые укрепления получивших независимость Финляндии и Эстонии. В мае 1918 г. состоялся Ледовый поход главных сил Балтийского флота: чтобы спасти корабли от захвата немцами, их вывели через льды из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт.

Операции на Черном море

Русской эскадрой на Черном море командовал адмирал А. А. Эбергард. Война на этом участке фронта началась с вероломного нападения германо-турецкого флота на русские порты. 29 октября 1914 г. противник обстрелял Одессу, Севастополь, Феодосию и Новороссийск. В результате внезапного нападения Черноморский флот потерял минный заградитель «Прут», канонерскую лодку «Донец»; эсминец «Лейтенант Пущин» получил серьезные повреждения. Ситуация на Черном море осложнялась наличием у противника двух новейших крейсеров — «Гебен» и «Бреслау». Каждый из этих судов превосходил любой корабль русского флота. Противостоять им в открытом море могла только вся Черноморская эскадра.

5 ноября 1914 г. главные силы Черноморского флота внезапно встретили «Гебен» и «Бреслау» в районе Ялты. Несмотря на благоприятное для русских стечение обстоятельств, добиться решающего результата не удалось. Бой у мыса Сарыч свелся к поединку русского линкора «Евстафий» с немецким дредноутом «Гебен». Оба корабля получили повреждения, однако, пользуясь преимуществом в скорости хода, германские крейсера смогли оторваться от русской эскадры и уйти. Влияние «Гебена» было нейтрализовано лишь через год, с вводом в строй русских линкоров «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», изменивших соотношение сил в пользу России.

В 1915–1916 гг. русские моряки Черноморского флота успешно справлялись с поставленными задачами. На Черном море немецкие крейсера «Бреслау» и «Берк» подорвались на минах, поставленных русскими минными заградителями.

Вскоре после Октябрьской революции и наступившей вследствие этого анархии Черноморский флот потерял боеспособность. По Брестскому миру между правительством большевиков и Германией главная база флота в Севастополе перешла под контроль немцев.

Подводный флот

В ходе Первой мировой войны появляется новый театр военных действий – подводный.

Первые русские подводные лодки строились на иностранных предприятиях или по зарубежным лицензиям. Еще в 1911 г. по заказу Морского министерства в американской фирме «Холланд» выпускались подводные лодки типа «Акула», считавшиеся самыми мореходными и самыми мощными по вооружению. Часть лодок строилась в России по лицензии США. 15 августа 1915 г. с фирмой «Холланд» был заключен договор на поставку 11-ти подводных лодок для российского флота. Шесть из них предназначались Черноморскому военно-морскому флоту, пять собирались для Балтики.

Несмотря на то, что в Российской империи подводные лодки не получили столь широкого распространения, как в Германии, силы подводного флота России тоже вели успешные боевые действия. Так, 10 августа 1915 г. у западного побережья острова Эзель в Балтийском море подводная лодка «Гепард» (тип «Барс») атаковала немецкий крейсер «Любек» и потопила его.

Одной из наиболее успешных субмарин России была подводная лодка «Тюлень». 11 октября 1916 г. ее экипаж атаковал у пролива Босфор вооруженный пароход «Родосто». На этом пароходе была смешанная германо-турецкая команда во главе с немецким офицером. Подводная лодка «Тюлень» находилась в надводном положении и по техническим причинам не могла погрузиться. Хотя противник имел превосходство в артиллерии, лодка «Тюлень» одержала победу: после того, как в неприятеля попало более десятка снарядов, вызвавших пожар, «Родосто» спустил флаг и под конвоем был доставлен в Севастополь как военный трофей. Всего же подводная лодка «Тюлень» уничтожила, повредила и пленила около 20-ти вражеских судов.

Униформа военно-морского флота Российской империи

В XIX – начале XX вв. наиболее передовой частью вооруженных сил любой страны был военно-морской флот. Основным средством передвижения и перемещения грузов в сухопутной армии начала XX в. оставалась конная тяга. В то же время ВМФ передовых стран мира уже с середины XIX в. широко использовали паровые двигатели. Однако, несмотря на большое количество грамотных специалистов среди офицеров и нижних чинов, флоты противоборствующих сторон к началу Первой мировой войны оставались наиболее ревностными хранителями традиций XIX в. Такое положение дел отражалось даже на внешнем виде военных моряков.

В Российской империи реформа обмундирования, начавшаяся в 1907 г., фактически не затронула военно-морской флот. В августе 1914 г. и на протяжении всей войны офицеры и нижние чины продолжали носить форму, которая была введена еще в начале царствования императора Александра III.

При парадной форме одежды офицеры флотских экипажей и команд носили черный суконный двубортный мундир с позолоченными пуговицами и эполетами. На воротнике и обшлагах позолоченной нитью выполнялось шитье в виде стилизованных якорей и переплетенных канатов. Обязательным было ношение шляпы. Строевая парадная форма разрешала ношение фуражки с черной или белой тульей и белыми выпушками. При обыкновенной строевой форме вместо эполет носились погоны с черными выпушками и просветами (у Гвардейского экипажа выпушки и просветы были красными). Брюки офицеры носили черные суконные при всех формах, лишь при летней нестроевой – белые полотняные. Кроме собственно мундира в гардеробе офицера в обязательном порядке находились: сюртук, белый полотняный китель, пальто и плащ-пальто. Мичманы носили светло-синие кители. Старшие офицеры могли носить укороченные пальто, а все офицеры вне строя – светло-серые шинели с пелериной.

Нижние чины носили черные суконные двубортные мундиры, черные же брюки и матросские шапки-бескозырки, на лентах которых писалось название корабля, наименование или номер флотского экипажа. Погоны и галун на обшлагах рукавов указывали чин унтер-офицеров. На рукавах мундиров были нашивки, которые указывали специальность матроса – машинист, сигнальщик, минер и т.п. В теплое время года нижние чины носили белые полотняные робы и брюки.

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта