RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

История Государевой Ратной палаты

Материал подготовили
Т.С. Андреева, В.А. Векшин

История Государевой Ратной палаты началась летом 1911 г. в дни работы Царскосельской юбилейной выставки, приуроченной к празднованию 200-летия императорской резиденции. В связи с этой датой Елена Андреевна Третьякова (вдова известного мецената и собирателя С. М. Третьякова, родного брата основателя Третьяковской галереи П. М. Третьякова) преподнесла в дар императору Николаю II большую коллекцию гравюр, иллюстрирующих войны, которые вела Россия на протяжении своей истории. Помимо гравюр в коллекцию Е. А. Третьяковой входили картины, акварели, иконы, лубки, карты, исторические документы, литературные памятники, фарфор с изображением военных сцен, а также образцы оружия предшествующих эпох.

Преподнесенная Е. А. Третьяковой коллекция частично была передана для временного хранения в императорскую библиотеку, частично – в Царскосельское дворцовое управление. Летом 1912 г. Особым Совещанием при императоре Николае II для хранения этих материалов и приумножения коллекции решено было создать музей истории русских войн, построив для него специальное здание, получившее название «Палата-хранилище собрания “Войны России”».

Средства на строительство и содержание здания также пожертвовала сама Е. А. Третьякова.

Строительство Ратной палаты

В сентябре 1912 г. был учрежден Строительный совет для постройки здания музея. Строителем и автором проекта был выбран молодой архитектор С. Ю. Сидорчук (1882–1932), поступивший на службу в Царскосельское дворцовое управление в 1909 г. и успевший к этому времени хорошо зарекомендовать себя при подготовке Царскосельской юбилейной выставки, строительстве Дворцового госпиталя, а также в работах в царскосельских парках.

Предложение Е. А. Третьяковой построить Палату в формах древнего каменного новгородского зодчества объяснялось принадлежностью Царского Села в древности к Вотьской пятине Новгородской земли и было поддержано Николаем II.

Силуэт и отделка здания Ратной палаты передают суровую простоту и лаконичность средневековой архитектуры псковско-новгородской земли, однако сомкнутость объемов и декоративность галерей, имитирующих стены детинца с окнами-бойницами, и их небольшой размер выдают стилизацию, примененную архитектором при проектировании здания.

Император сам выбрал место и определил дату закладки Палаты-хранилища – 3 мая 1913 г.

К концу 1913 г. относятся первые сведения о производстве «лепных и скульптурных работ» А. С. Нечаевым. На начало 1914 г. приходятся сметы на работы по внутренней отделке здания и заказы на изготовление окон, дверей и решеток по проектам С. Ю. Сидорчука.

Интересен факт привлечения В. М. Васнецова как «художественного консультанта» при строительстве и оформлении Ратной палаты.

Здание будущего музея было спроектировано и оборудовано по последнему слову техники: по проекту предполагалось электрическое освещение и калориферное отопление. Московской фабрике церковной утвари предприятия «И. П. Оловянишникова сыновья» были заказаны осветительные приборы, ручки для дверей и приборы для окон.

После завершения первого этапа строительных работ в начале весны 1914 г. часть предметов из коллекции, поднесенной императору, была размещена в здании Палаты-хранилища.

Создание музея

Начавшаяся Первая мировая война повлияла на ход строительных работ в Ратной палате. В первые дни войны Строительный комитет получил высочайшие указания о временном приспособлении возводимого здания под лазарет для раненых воинов. Однако в Ратной палате лазарет организован не был из-за затянувшихся строительных работ.

Вскоре после начала военных действий было принято решение о включении в состав будущего музея раздела, посвященного текущей войне. Поскольку первоначальный проект предполагал постройку помещений только для хранения коллекции Е. А. Третьяковой, было принято решение о расширении здания, которое с ноября 1914 г. стало официально именоваться Государевой Ратной палатой.

В комплекс Ратной палаты входили трехэтажная башня и большой двухэтажный корпус, к которому примыкала галерея, соединявшая этот корпус с Образной башней, от которой, в свою очередь, отходила следующая галерея, предназначавшаяся для хранения коллекции и ведущая в шестигранную башню, из которой лестничный переход вел во второй этаж корпуса. Три башни и большой двухэтажный корпус, соединенные между собой галереями-переходами, образующими замкнутый двор, создавали завершенный комплекс. К шестигранной башне примыкала еще одна галерея, в которой были размещены портреты георгиевских кавалеров. Завершала композицию большая круглая башня, служившая для хранения крупногабаритных экспонатов – трофеев начавшейся войны.

Коллекция строящегося музея постоянно пополнялась: больше всего военными трофеями с фронта, а также иконами, живописными произведениями и периодическими изданиями, приобретаемыми специально для библиотеки Ратной палаты.

В конце весны 1915 г. начинается роспись сводов в интерьерах Ратной палаты. Выполнял живописные работы художник Н. П. Пашков, стоявший во главе московской художественно-декоративной мастерской “Наследники П. П. Пашкова”. Художнику предлагалось осуществить роспись интерьеров «орнаментами и символическими и историческими изображениями в русском стиле».

Внутреннее убранство Ратной палаты предполагало изготовление осветительных приборов, дверей, решеток лестниц, оконных заполнений, мебели в древнерусском стиле.

Галерея георгиевских кавалеров

30 сентября 1915 г. начальник Царскосельского дворцового управления князь М. С. Путятин обратился к императору Николаю II с всеподданнейшей запиской, в которой обосновывалась необходимость создания Георгиевской галереи: «Не касаясь пока вопроса о составлении портретных галерей участников войны, принадлежащих к высшему командному составу армий и флотов, что вероятно явится предметом забот офицерских собраний, – настоящая записка имеет целью выяснение возможности составить собрание портретов особо отличившихся нижних чинов – Георгиевских кавалеров высших степеней, и эти портреты могли бы составить особую галерею в предназначенной для хранения трофеев войны 1914–1915 гг. части здания Государевой Ратной палаты. Увековечивание имен и подвигов наших героев, таким образом, могло бы иметь большое воспитательное значение, как для воинских команд, так и для подрастающей молодежи, а также служило бы нравственным удовлетворением и утешением семьям и населению тех деревень, которые были Родиной воинов, положивших свои головы за Веру, Царя и Отечество».

Предложение князя Путятина было поддержано, и для создания портретов Георгиевских кавалеров были привлечены художники В. А. Поярков, И. Б. Стреблов, М. Г. Кирсанов, С. Е. Девяткин, писавшие портреты с натуры или по фотографиям и описаниям, присланным с фронта, для дальнейшего их размещения в специально отведенной галерее Ратной палаты.

До наших дней сохранилось 58 портретов Георгиевской галереи Ратной палаты, которые находятся в собраниях Государственного исторического музея, Военно-медицинского музея и Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Закрытие музея

Отделочные работы в Ратной палате велись вплоть до революционных событий 1917 г. Новой властью было принято решение о переименовании Государевой Ратной палаты в «Народный музей Великой войны 1914–1917 гг.».

В январе 1918 г. хранитель Ратной палаты К. Н. Надежин, доводил до сведения новой власти информацию о состоянии музея: помещения и двор загромождены военными трофеями, ценное собрание Е. А. Третьяковой и предметы художественной отделки здания требуют ухода и охраны.

В годы Гражданской войны часть собранной в Ратной палате коллекции военных трофеев вновь превратилась в действующее оружие. Провозглашение Первой мировой войны империалистической и братоубийственной повлекло за собой расформирование коллекции, собранной в Ратной палате, между музеями и архивами Москвы и Петрограда.

Здание музея в 1920-е гг. было передано Агрономическому институту под клуб и ректорат.

Во время Великой Отечественной вой­ны Ратная палата, расположенная практически на переднем крае обороны, серьезно пострадала от артобстрелов. В первой половине 1970-х гг. началось восстановление здания, в котором разместились реставрационные мастерские. В это же время были проведены перепланировки, частично исказившие внутренний облик здания.

Реставрация

В 2001 г. Ратная палата получила статус объекта культурного наследия федерального значения, а в 2008 была передана Государственному музею-заповеднику «Царское Село».

В связи с историческим назначением памятника было принято решение о создании в Ратной палате музея, посвященного Первой мировой войне.

В 2010–2011 гг. НИИ «Спецпроектреставрация» разработал проект реконструкции, реставрации, технического переоснащения и приспособления Ратной палаты для музейного использования.

В 2011 г. ООО «Ресстрой» были начаты работы по возрождению Ратной палаты. К открытию музея, приуроченному к 100-летней годовщине начала Первой мировой войны, реализованы масштабные работы: реставрация фасадов, восстановление исторической планировки помещений, реставрация центрального зала, галерей и башен на основе проекта архитектора С. Ю. Сидорчука, консервация монументально-декоративной живописи, реставрация и ремонт сохранившихся лестниц, столярных заполнений, декоративных решеток и полов.

С. Ю. Сидорчук

Семен Юлианович Сидорчук родился 1 сентября 1882 г. в городе Кобрин Гродненской губернии. Учился в Петербургском институте гражданских инженеров. В 1907 г. окончил институт с золотой медалью. С 1909 г. работал в Дворцовом управлении Царского Села и уездной земской управе.

В Царском Селе по его проектам были построены стрельбище для Лейб-гвардии Гусарского полка, очистная биологическая станция  (совместно с С. А. Данини) и другие здания. В 1910–1911 гг. С. Ю. Сидорчук состоял в Комитете по организации Царскосельской юбилейной выставки.

В 1913–1917 гг. по указу императора Николая II Сидорчук сооружает здание Государевой Ратной палаты для музея истории русских войн (после начала Первой мировой войны – музея Великой войны). В 1915 г. по его проекту была возведена деревянная церковь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» на Братском кладбище павших в годы Первой мировой войны (разобрана в 1938 г.). Во время войны по его проектам строятся армейские казармы и военные госпитали. С 1919 г. жил и работал в Польше. Умер в 1932 г.

Е. А. Третьякова

Елена Андреевна Третьякова (урожд. Матвеева), коллекционер, меценат. Родилась в 1846 г. (?) В 1868 г. вышла замуж за Сергея Михайловича Третьякова (1834–1892), брата основателя Третьяковской галереи П. М. Третьякова. После смерти мужа жила в Санкт-Петербурге, занималась коллекционированием. Вплоть до 1917 г. владела двумя доходными домами (Английская наб., д. 42 и Галерная ул., д. 43).

В 1911 г. Е. А. Третьякова преподнесла в дар императору Николаю II свое собрание картин, икон, оружия и исторических документов, иллюстрирующих военную историю России с древнейших времен. Опись собрания насчитывала около 1 300 предметов, часть из которых экспонировалась в павильоне «Эрмитаж» в рамках Царскосельской юбилейной выставки 1911 года. В 1912 г. Особым совещанием при императоре для хранения переданных Е. А. Третьяковой материалов было решено создать в Царском Селе музей истории русских войн, построив для него специальное здание, получившее в дальнейшем название «Государева Ратная палата». На сооружение палаты Е. А. Третьякова пожертвовала 200 тыс. руб., а на ее содержание и будущее пополнение экспонатами еще 100 тыс. руб.

В последующие годы Е. А. Третьякова продолжала пополнять на собственные средства собрание музея. Предметы доставлялись в Царское Село и выставлялись в залах Александровского дворца. После начала Первой мировой войны Е. А. Третьякова жертвует еще 65 тыс. руб. на пристройку к зданию Палаты специальной галереи для хранения военных трофеев. Осенью 1914 г. Е. А. Третьякова посещала театр военных действий для сбора военных трофеев с целью пополнения коллекции.

Горячо переживая за судьбу своего детища, она писала заведующему канцелярией императрицы графу Я. Н. Ростовцеву: «Музей и аудитория теперь нужны более, чем когда-либо и могли бы принести большую пользу… Вероятно, если не при моей жизни, то после и другие оценят мою идею и труды».

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта