RUS / ENG Home
Поиск по сайту
Guestbook Sitemap
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

THE ARABESQUE HALL

The Arabesque Hall is one of the most exquisite gala rooms created by Charles Cameron for Empress Catherine II at the Great Tsarskoye Selo Palace.

The staterooms and private quarters of Catherine II were situated in place of Rastrelli’s Formal Staircase, Forth and Fifth Antechambers in the south wing of the palace, and in the new wing built at the Empress’s behest in 1779–1780s and later named the Zubov Wing. The new rooms’ finishing to the design of Charles Cameron (1743–1812), a Scottish as passionate about antiquity as the empress was, took several years. Cameron supervised the decoration of the Arabesque, Lyons and Chinese Halls and Domed Dining-Room (staterooms), as well as the Bedchamber, Blue Study or Snuffbox, Silver and Mirror Studies, and Raphael Room (personal apartments). In those interiors Cameron realized his most original architectural ideas that enraptured the mistress of Tsarskoye Selo and amazed her contemporaries.

The rooms suffered severely during the Second World War. Rebuilt for a Navy school in the early 1950s, they later accommodated a resthouse and an art school, and then re-gained the historical layout after their reconstruction ended in 2005.

The re-creation of the Arabesque Hall was started by Resstroy Company in 2006 to Alexander Kedrinsky’s restoration plan of 1979 based on Cameron’s drafts from the State Hermitage Museum, pre- and post-war photographs, and Eduard Hau’s watercolour which reflected most truly the interior and the architect’s original design. 

The Arabesque Hall became the first room re-created in Catherine II’s part of the place. Cameron built it in place of Rastrelli’s Forth Antechamber, a statehall building-wide and sun-lit from east and west, which was divided in two in the late 1700s. Like all the gala rooms in the palace, the Arabesque Hall faces the Main Courtyard.

Cameron worked on the design since his arrival at Tsarskoye Selo and until 1784, while the Empress stared having receptions there a year earlier. On 1 May 1743, “noble persons of both genders of Russia and ministers of other countries” were invited to see the “Arabesque”, as Catherine called the interior. The first ball, with chess and card games, was held there on May 20th.

Charles Cameron embellished the hall with pilasters, oval framed mirrors, and rectangular vertical panels with painted neoclassical grotesque ornaments, then called arabesques (hence the name). Since it had two tiers of windows, Cameron created a two-tier composition, with painted medallions depicting allegoric figures in antique clothes in the upper tier separated from the lower one by the wide band of gilt frieze. The centerpiece of the east wall is a white Italian marble fireplace.    

The ceiling paintings are based on the theme of praise to human virtues. The plafond’s circle-placed medallions depict allegories of peace, fortune, friendship, affability, generosity, confidence, clemency and inspiration. The central medallion resembles the well-known myth about the Judgment of Paris, with the three goddesses, from whom he had to select the most beautiful one, painted as allegories of beauty, modesty and patience. Re-viewed in the spirit of the Age of Enlightenment, the ancient subject is seen as the triumph of virtue, with Beauty, Modesty and Patience surrounded by Peace, Fortune, Friendship, Affability, Generosity, Confidence, Clemency and Inspiration. 

The Arabesque Hall’s re-creation became possible thanks to its surviving fragments, such as four painted inserts of the plafond, seven bronze three-candle sconces, the white marble fireplace, two oval mirror frames, an under-mirror console-table, and fragments of modelled and carved ornaments.

 

The Arabesque Hall
© The Tsarskoye Selo State Museum-Preserve. Terms of Use of Website Materials

RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

АРАБЕСКОВЫЙ  ЗАЛ

Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II.

Парадные и личные комнаты Екатерины II располагались в южном крыле дворца, на месте растреллиевских Парадной лестницы, Четвертой и Пятой антикамер, и в новом флигеле, пристроенным ко дворцу по желанию Екатерины II в 1779–1780-х годах, позже названным Зубовским.  Отделка новых залов продолжалась несколько лет по проекту архитектора Ч. Камерона (1743–1812), шотландца по происхождению, столь же страстно увлеченного античностью, как и сама императрица. Под наблюдением Камерона были оформлены новые парадные апартаменты – Арабесковый, Лионский, Китайский залы и Купольная столовая, а также личные комнаты Екатерины II – Опочивальня, Синий кабинет («Табакерка»), Серебряный и Зеркальный кабинеты, Рафаэлевская комната. В этих интерьерах воплотились самые оригинальные замыслы архитектора, восхитившие хозяйку резиденции и изумившие современников.

Во время Великой Отечественной войны комнаты Екатерины II подверглись значительным разрушениям; при восстановительных работах в начале 1950-х годов они были приспособлены для нужд Военно-морского училища, которое временно расположилось в здании дворца, а позже в южном крыле здания размещались база отдыха и художественная школа.

В результате реконструкции, завершенной в 2005 году, комнаты Екатерины II приобрели исторические объемы.

Работы по воссозданию Арабескового зала  начались в 2006 году ООО «Ресстрой». В основу проекта воссоздания, выполненного архитектором А.А. Кедринским в 1979 году, положены эскизные проекты Ч. Камерона, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, альбом фотографий СНПО «Реставратор», фиксирующих состояние интерьера до и после разрушений 1945 года и акварель Э.П. Гау, как максимально достоверное фиксационное изображение зала, отражающее первоначальный авторский замысел Ч. Камерона.

Арабесковый зал – первый из воссозданных на половине Екатерины II.

Первоначально на его месте располагалась Четвертая антикамера, торжественный растреллиевский зал, занимавший всю ширину дворца и освещенный с востока и запада. В конце ХVIII века помещение было разделено на два продольной стеной; Арабесковый зал, как и все парадные залы дворца, обращен окнами на парадный плац.

Панорама из приложения «Царское Село» для iPad

Работу над проектом зала Ч. Камерон начал сразу по прибытии в Царское Село; полностью новый интерьер был завершен в 1784 году. Но уже в 1783 году Екатерина II начала устраивать приемы в «Арабеск», так  она называла эту комнату: 1 мая «знатные российские обоего пола персоны и чужестранные министры» были приглашены в новые покои, 20 мая 1783 года в «Арабеске» был устроен бал, где также играли в карты и шахматы.

Арабесковый зал Ч. Камерон декорировал пилястрами, зеркалами в овальных рамах и прямоугольными вертикальными панно с росписью в виде арабесок; мотивы живописи определили название зала. Зал двусветный, поэтому Ч. Камерон сделал его композицию двухъярусной; верхний ярус с живописными медальонами с аллегорическими фигурами в античных одеяниях отделяет широкая лента золоченого фриза.  В центре восточной стены установлен камин из белого итальянского мрамора.

В основе программы плафона положена тема восхваления человеческих добродетелей. Медальоны плафона, расположенные по кругу зеркала потолка представляют аллегории мира, удачи, дружбы, приветливости, великодушия, доверия, милосердия и вдохновения. Композиция центрального медальона напоминает широко известный мифологический сюжет о Парисе, выбирающем одну из богинь, однако художник изобразил аллегории красоты, скромности и терпения. Античный миф переосмыслен в соответствии с идеями эпохи Просвещения как торжество добродетели: «Красота», «Скромность» и «Терпение» представлены в окружении «Мира», «Патриотизма», «Дружбы», «Приветливости», «Великодушия», «Доверия», «Милосердия» и «Гениальности».

На фризе стен зала также расположены живописные медальоны. Фигуры написаны в технике гризайли на голубом фоне, в подражание фарфоровым пластинам мануфактуры Веджвуда, и гармонично вписываются в изящную орнаментику зала. Добродетели, изображенные в виде аллегорических фигур на плафоне Арабескового зала, находят продолжение в декоративных медальонах, расположенных вдоль стен: «Доброта», «Вера», «Сила духа» и «Милосердие»сохраняют «Благоденствие» и наполняют «Время» смыслом, делая «Историю» достойной, благодаря «Истине», «Смелости» и «Познанию».

При воссоздании убранства Арабескового зала были использованы его сохранившиеся фрагменты – четыре живописные вставки плафона, 7 бронзовых бра на три свечи, камин из белого мрамора, две овальные зеркальные рамы, подзеркальный стол-консоль, фрагменты лепного и резного орнаментов.

Арабесковый зал
© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта