Перейти к основному содержанию

Выставка «Придворный экипаж в Царском Селе» с 1990 года размещается в историческом здании бывшей «Дежурной конюшни», построенном в 1824 году по проекту архитекторов В.П. Стасова и С.Л. Шустова. Сообразно своему предназначению здание в плане имеет подковообразную форму.

На выставке представлена коллекция из 25 императорских экипажей работы русских и западноевропейских мастеров XVIII – XIX веков. Большая ее часть – это парадные кареты, принимавшие участие в торжественных церемониях русского Двора. Как и вся обстановка таких действий, они служили особой цели – демонстрации богатства и могущества власти и самого государства. На выставке также представлены прогулочные, городские кареты, детские экипажи и сани, которые в свое время были предметами личного императорского обихода; трудно переоценить их мемориальное значение и ценность как произведений каретного мастерства.

Уникальные экипажи всегда были предметом особой гордости и заботы. В 1860 году в Санкт-Петербурге на Конюшенной площади был открыт Придворно-конюшенный музей в здании, специально спроектированном для этой цели архитектором П.С. Садовниковым.

После расформирования музея, в 1920-х годах, часть этой коллекции поступила в Царское Село. До 1930-х годов собрание карет в Царском Селе размещалось на Камероновой галерее, в Гроте и в бывшей Дежурной конюшне. Пережив блокаду Ленинграда под сводами Висячего сада Эрмитажа, часть коллекции в 1969 году вновь поступила на хранение в Екатерининский дворец-музей. После масштабной реставрации, в 1971 году на Камероновой галереe была открыта выставка из 14 экипажей.

Помимо парадных и повседневных экипажей в залах экспозиции демонстрируются сохранившиеся до наших дней предметы парадного выезда и дорожного быта. В соответствии с декоративным стилем эпохи экипажи пышно оформлялись резными и бронзовыми скульптурными композициями, прихотливыми орнаментами, аллегорическими живописными панелями, расшитыми золотом тканями и даже сверкающими стразами.

Так, в 1856 году, к коронации императора Александра II, петербургскими фабрикантами Х. Тацки, братьями Фробелиус и братьями Яковлевыми были изготовлены десять карет в стиле «рококо», которые оценивались в 17 000 рублей серебром за каждый экипаж.

К середине XVIII века в штате Конюшенного двора насчитывалось около 250 мастеров различных специальностей, как русских умельцев, так и иностранных специалистов; возглавлял придворные мастерские знаменитый «седельный и каретный» мастер И.К. Букендаль. Его руке принадлежит самая старинная карета на выставке (около 1762 года). Кузов кареты необычайно красив и сложен, золоченые резные завитки барочного орнамента покрывают все конструктивные части. Известно, что эта карета была в составе коронационного поезда императрицы Екатерины II.

Еще одним парадным экипажем эпохи Екатерины Великой является так называемая Юсуповская карета, привезенная в 1783 году из Лондона князем Н.Б. Юсуповым. Отметки о ремонте экипажа, сохранившиеся в архивных документах, сообщают нам даты торжественных событий, в которых участвовал экипаж: свадьба великого князя Константина Павловича, коронации императоров Павла I, Александра I и Николая I.

Эта элегантная двухместная карета была изготовлена в 1866 году на фабрике К.К. Неллиса для великой княгини Марии Федоровны (1847–1928), урожденной датской принцессы Марии-Софии-Фредерики-Дагмары, супруги будущего императора Александра III. Сделанная по последнему слову техники, она обладает легкой конструкцией и мягким ходом, в том числе и благодаря только что вошедшим в употребление каучуковым шинам.

Все экспонаты выставки позволяют проследить историю каретного дела на протяжении двух столетий.