RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

Екатерининский дворец

Буклет

Автор текста Н. А. Тарасова

Издательство «П-2»

Год издания: 2016

Тираж 3000 экз.

 

Екатерининский дворец относится к лучшим произведениям прославленного архитектора Франческо-Бартоломео Растрелли. В течение почти трех столетий дворец был любимой летней императорской резиденцией, пережил тяжелые годы разрухи в Великую Отечественную войну и десятилетия возрождения после победы.

В 1717–1723 гг. архитектор И. Ф. Браунштейн построил в Саарской мызе небольшой дворец для жены Петра Екатерины Алексеевны, который во времена правления их дочери, императрицы Елизаветы Петровны, был включен в новый дворец, став его центральным корпусом. Большой дворец получил название «Екатерининский» – в честь его первой хозяйки.

Елизавета Петровна пожелала иметь в Царском Селе роскошный дворец, не уступающий знаменитому Версальскому. Растрелли построил дворец (1752–1755), поражавший современников своим великолепием и блеском декоративного убранства. Интерьеры Большого дворца – это бесконечная анфилада парадных залов, архитектурный декор которых: золоченая резьба, лепка, живопись, обилие зеркал придают внутреннему пространству дворцовых апартаментов исключительный блеск и парадность.

Золотая анфилада протянулась на всю длину дворца в 306 метров. Она начиналась Парадной лестницей в южной части и заканчивалась хорами Дворцовой церкви – в северной. При этом каждый зал был неповторим и имел свою особенность, «изюминку». В парадную анфиладу входили Парадная лестница, пять Антикамер, Большой зал, три столовые, Малиновая и Зеленая Столбовые, Портретный зал, Янтарная комната, Картинный зал, Гостиная (сегодня Китайская гостиная Александра I), Буфетная, Висячий сад.

Большой зал поражал современников своими размерами и обилием золоченой резьбы, особую игру которой придает сочетание матового и блестящего золочения. На позолоту всей резьбы Большого зала ушло 7 кг червонного золота высшей пробы. Обилие окон и зеркал наполняют зал светом, а особый архитектурный прием в расположении зеркал одно напротив другого, дает иллюзию боковых анфилад и, зрительно разрушая плоскость стен, создает впечатление безграничного пространства.

Жемчужиной парадной анфилады стала Янтарная комната, получившая свое название за необыкновенный убор из панелей, набранных из солнечного янтаря. «Глаз, не привыкший видеть этот материал, использованный в таком масштабе, изумлен и ослеплен богатством и теплотой этих оттенков, которые представляют всю гамму желтого, от дымчатого топаза до светлого лимона…»

Для Екатерины II Царское Село станет любимым местом пребывания. Для создания нового облика своей любимой резиденции императрица собрала лучших архитекторов своего времени. В 1770–1785 гг. по проекту Ю. М. Фельтена к дворцу был пристроен трехэтажный флигель (Зубовский). В нем по проекту архитектора Ч. Камерона в новом, классицистическом, стиле создаются личные апартаменты Екатерины II. На месте двух Антикамер появились парадные Арабесковый и Лионский залы, предназначенные для официальных приемов на половине императрицы. Среди личных апартаментов Екатерины II необычно изысканным убранством выделялись два интерьера: Опочивальня и миниатюрный Синий кабинет – Табакерка, получивший свое название за камерность и особо утонченный характер отделки.

По указу Екатерины II в 1779 г. Ч. Камерон выполнил убранство личных апартаментов великокняжеской четы – Павла Петровича и Марии Федоровны. В комплекс великокняжеской половины входили Зеленая столовая, Официантская, Парадная Голубая гостиная, Китайская Голубая гостиная, Опочивальня Марии Федоровы, Палевая диванная (Живописный кабинет) и Музыкальная гостиная (Скульптурный кабинет).

Император Александр I после победы в войне с Наполеоном стал чаще жить и работать в Царском Селе, бывая там не только летом, но и зимой. По желанию императора архитектор В. П. Стасов выполнил реконструкцию незначительных служебных комнат бельэтажа в северном флигеле по парковой стороне в модном архитектурном стиле начала XIX в. – Ампир. Особое внимание уделялось комплексу Парадного (Мраморного) кабинета, созданному для официальных аудиенций Александра I.

При Александре II была кардинально перестроена Парадная лестница (по проекту И. А. Монигетти). В ее декоративный белоснежный лепной убор вплетен золоченый вензель «АМ» – Александр и Мария – память о первой супруге Александра II Марии Александровне.

9 июня 1918 г. в Большом дворце был торжественно открыт художественно-исторический музей.

За годы оккупации г. Пушкина Екатерининский дворец превратился в обгоревшие руины. Реставрационно-восстановительные работы в нем начались в 1950-х гг. и продолжаются до сих пор.

Предлагаемый буклет увлекательно рассказывает об истории создания и бытования Екатерининского дворца – величественного и роскошного памятника эпохи барокко.

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта