RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

Царское Село на старых фотографиях. Конец XIX – начало XX века (серия «Образы времени». Вып. IV)


                 

 

           Альбом

           Авторы-составители: М. П. Лебединская,
           В. Ф. Плауде

           Издательство «Историческая иллюстрация»

           Год издания: 2011

          160 л., ил.

          Тираж 1000 экз.

 

Искусство фотографии, зародившееся в XIX столетии, сохранило для потомков облик царскосельской императорской резиденции и уездного города Царское Село.

На уникальных снимках из собраний Государственного музея-заповедника «Царское Село» и Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга с огромным мастерством и любовью передан удивительный и неповторимый мир «летней столицы Российской империи» с 70-х годов XIX века и до 1917 года. Дворцовые интерьеры, парковые павильоны и памятники, городские особняки, соборы и церкви, а также события, происходившие в Царском Селе и запечатленные объективом фотоаппарата таких прославленных фотомастеров прошлого, как Карл Карлович Булла, Иван Карлович Бианки, Альберт Иванович Мей, Вильгельм Лапре, Александр Карлович Ягельский и др., окрашены особым ощущением непосредственности и документальности.

Огромную историческую ценность представляют виды дворцовых залов и предметов обстановки, увидеть которые на фотографиях и в реальности появилась только в начале XX века в связи с публикациями по истории резиденции, подготовленными к 200-летнему юбилею Царского Села (1910) такими специалистами, как А. Н. Бенуа, С. Н. Вильчковский, А. И. Успенский.

Ядром фотоколлекции музея являются снимки интерьеров Екатерининского и Александровского дворцов, а также Агатовых комнат, выполненные в 1917 году Андреем Андреевичем Зеестом в технике автохромов. Фотограф блестяще справился с чрезвычайно сложной задачей передачи интерьеров, совместив правильно выбранное освещение с удачными точками обзора. Эти сохранившиеся важнейшие исторические материалы оказались впоследствии неоценимым подспорьем при восстановлении Екатерининского дворца и создании музейных экспозиций в послевоенные годы и вплоть до сегодняшнего дня не утрачивают своей актуальности в связи с реставрационными работами в Агатовых комнатах и в Александровском дворце.

Альбом, подготовленный научными сотрудниками Государственного музея-заповедника «Царское Село», состоит из шести разделов. Первые два – Екатерининский (Большой Царскосельский) дворец и Екатерининский парк; Александровский дворец и Александровский парк включают наибольшее число снимков, запечатлевших архитектуру дворцов и павильонов, их убранство накануне превращения в музеи. Помимо художественной и исторической (ряд интерьеров и павильонов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны, не восстановлены до сих пор) составляющей представленных снимков, читатель почувствует удивительную прелесть кадров, «оживленных» присутствием людей – вот великие княжны со своими осликами на прогулке в Собственном садике Екатерининского парка, вот великая княжна Елена Владимировна и принц Николай Греческий в день бракосочетания в Портретном зале Екатерининского дворца, вот группа рабочих на Парадном плацу во время производства ремонтных работ… Забавными покажутся сцены во дворе Слоновника в Александровском парке, запечатлевшие двух слонов, доставленных в Царское Село из Сиама и из Абиссинии.

Третий раздел рисует образ уездного города Царское Село, возникшего, согласно статье в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона 1903, вследствие того, что «рядом с дворцовыми постройками стали возникать обывательские дома…» В этом разделе представлены блестящие по своим художественным качествам снимки Карла Буллы, Ивана Бианки, Иосифа Оцупа и ряда неизвестных мастеров, запечатлевшие православные городские храмы – только что воздвигнутый Феодоровский Государев собор и отъезд из него царской семьи; возвышающийся в центре Соборной площади Екатерининский собор и Крестный ход в день юбилея Царского Села 24 июня 1910 года; закладку императором Николаем II церкви лейб-гвардии 4-го Стрелкового полка; церковь лейб-гвардии Кирасирского полка с ее уникальным, сделанным из разноцветного стекла иконостасом (уничтожен в советское время). Шедеврами фотоискусства можно признать снимки сгоревшего в годы войны особняка князей Барятинских. Фотографии, запечатлевшие Зимний сад и Гостиную, выполнены с безукоризненным вкусом и безупречны по композиции.

Четвертый раздел книги посвящен военным парадам, смотрам и богослужениям, проходившим в Царском Селе, где с начала XIX века квартировались гвардейские полки, каждый из которых имел свой полковой праздник, обычно соответствующий дню святого покровителя. Часть этих снимков связана с именем фотографа Вильгельма Лапре и относится к концу 1880-х годов. Уникальный снимок парада, принимаемого Александром III на плацу перед Александровским дворцом, сделанный фотографом с крыши дворца, имеет в правой части автограф Николая II: «17 апреля 1888 г. Царское Село». Фотоателье «К.Е. фон Ган и Кo» принадлежит снимок, запечатлевший чины Собственного Его императорского Конвоя обер-офицера Хаджи Мурада Арцаханова и юнкера 2-го взвода горцев лейб-гвардии Кавказского эскадрона в формах 1857 года. Реконструкция исторического обмундирования была выполнена в 1911 году в связи с празднованием 100-летия подразделения. В том же ателье выполнен выразительный групповой портрет императора Николая II, императрицы Александры Федоровны с группой военных и их жен перед фасадом Большого Царскосельского дворца в день праздника лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка. Рукой императора на снимке начертано: «6 Апреля 1907 г.»

В пятом разделе альбома представлен ряд снимков из изданного в 1902 году альбома «Сооружение Императорского пути между Петербургом и Царским Селом». По Третьему пути, получившему название «Императорский», было разрешено движение только императорских поездов. За охрану, эксплуатацию и ремонт дороги отвечал 1-й железнодорожный батальон (со 2 октября 1909 – полк). На фотографиях видно, что каждый мост, каждую стрелку охраняют солдаты. На снимках документально зафиксированы этапы строительства железнодорожной ветки, начиная от земляных работ и заканчивая возведением и отделкой императорского павильона на Витебском вокзале у существовавшего тогда Введенского канала. Привлекают внимание элегантные интерьеры, выполненные в стиле модерн.

О последнем масштабном событии в жизни Царского Села – Юбилейной Царскосельской выставке 1911 года, посвященной 200-летию города, рассказывает последний, шестой раздел альбома. Автором большинства фотошедевров, запечатлевших это грандиозное событие, является Карл Булла. Под размещение разных отделов выставки были отданы помещения Большой оранжереи и придворного манежа, нижних конюшен, многие городские здания, а выставочные киоски и павильоны соорудили прямо в Екатерининском парке. Среди последних – пивной павильон «Старая Бавария», павильон минеральных вод «Боржоми» и павильон по продаже ямайских бананов «Bananas»…

Каждый раздел книги и каждое изображение снабжены пояснениями, бόльшая часть которых представляет собой выдержки из путеводителей, книг и периодических дореволюционных изданий о Царском Селе. Именно они придают публикации особую достоверность, создавая гармоничный и цельный образ ушедшей эпохи.

Альбом «Царское Село на старых фотографиях» вызовет несомненный интерес исследователей и всех тех, кто любит Царское Село, его историю, его архитектуру и неравнодушен к одному из самых молодых видов изобразительного искусства – искусству фотографии.

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта