RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк
Л. В. Бардовская. Шедевры живописи в царскосельском собрании
 
 
 
 
 
 
 
       Альбом
       Издательство «Аврора»
       Год издания: 2008
       Тираж 2000 экз.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Собрание живописи царскосельской императорской резиденции ведет свою историю с середины XVIII века, когда Ф.-Б. Растрелли перестроил и оформил в барочном стиле залы парадной анфилады Большого дворца. В Картинном зале, площадью 180 квадратных метров, в качестве декора стен были использованы живописные полотна, приобретенные по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745–1746 годах немецким живописцем Г. Х. Гроотом в Праге и Гамбурге. Картины мифологического и религиозного содержания, а также натюрморты, баталии и ландшафты фламандской, голландской, французской и итальянской школ, размещенные на стенах в шпалерной развеске, несмотря на очевидную художественную ценность, сливались в единый красочный ковер. Здесь же помещались и приобретенные Петром I работы французских художников Ж. М. Натье, Ж. Бланшара и П. Д. Мартена Младшего. В 1747 году живописец-анималист И. Ф. Гроот украсил по заказу императрицы 46 картинами на сюжеты, «до охоты касающиеся», парковый павильон Монбижу, предназначавшийся для отдыха после охоты.  
После смерти Елизаветы не меньшее внимание живописи уделяла воспитанная в духе идей Просвещения Екатерина II. При ней собрание пополняется первыми портретами августейших особ – Екатерины I работы И. Адольского и Елизаветы работы Г. Бухгольца, шедеврами из европейских коллекций, а также картинами, специально созданными по ее личному заказу ведущими европейскими художниками – Гюбером Робером, Дж. Б дель Эрой и др.
Дальнейшие поступлении диктовались менявшимися вкусами хозяев дворцовой резиденции: при Николае I последовательно формировалась галерея фамильных портретов, при Александре II стены жилых и рабочих комнат украсили работы лучших баталистов того времени, императрица Мария Федоровна предпочитала картины немецких романтиков, напоминавшие ей о родине.
Настоящее издание, открывающее серию публикаций о музейных коллекциях Царского Села, представляет сто картин его живописного собрания. В обширном предисловии и аннотациях автор размышляет над историей формирования и бытования коллекции, раскрывает смысловые особенности представленных полотен, определяет их историческое место в европейском и русском искусстве. После 1918 года это первая попытка методической публикации музейного собрания живописи. Благодаря изучению архивных и литературных источников и современным технико-технологическим исследованиям стало возможным изменить авторство и датировку некоторых произведений.
Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей, интересующихся искусством.
© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта