RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

Г. Д. Ходасевич. Эрмитаж

     

 

 

      Буклет
      Издательство «П-2»
      Год издания: 2010
      Тираж 3000 экз. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Павильон «Эрмитаж» расположен к юго-востоку от центральной оси Екатерининского дворца. Подобные павильоны, назначение которых определяло само их название (Hermitage – фр. «хижина отшельника»), стали появляться в Европе в конце XVII – начале XVIII века как места, где венценосные владельцы могли передохнуть от парадных официальных церемоний, отдаться занятиям наукой, искусством, философией, музыкой.
 В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ о строительстве царскосельского «Армитажа», предназначенного для проведения обеденных церемоний. Разработка плана здания принадлежала архитектору М. Г. Земцову, строительство с 1744 года велось по проекту А. В. Квасова, которого в 1745 сменил архитектор С. И. Чевакинский. В 1748 году обер-архитектор Двора Ф.-Б. Растрелли внес изменения в наружную и внутреннюю архитектурно-декоративные отделки павильона. Растрелли не случайно назвал свое творение «большим каменным прекрасным зданием»: многое, особенно богатый декор фасада, сочетавший в себе золото, белый и лазоревый цвета, объединяли его с Большим Царскосельским (ныне – Екатерининским) дворцом.
 Внутренний облик павильона формирует Большой зал, прямоугольный в плане, со срезанными углами, соединенный галереями с четырьмя кабинетами. Живописный плафон Джузеппе Валериани «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и украшенному роскошной посудой столу» определяет назначение Большого зала. Широкие окна-двери наполняют интерьеры Эрмитажа потоками солнечного света, впечатление усиливается зеркалами в вызолоченных рамах и золоченой деревянной резьбой.
 Павильон был оборудован по последнему слову техники своего времени. Как по волшебству, полы в Большом зале раздвигались, и снизу появлялись пять сервированных столов, которые приводились в движение на первом этаже усилиями 12 человек.
 До середины XIX века в Эрмитаже устраивались парадные и дипломатические обеды, проводились, танцевальные и развлекательные вечера.
 С 1918 по 1941 годы в павильоне была развернута экспозиция со столами, сервированными фарфором и хрусталем.
 Война не пощадила уникальный памятник. Исчезли все живописные плафоны, резные бра и мебель. В нижнем помещении сохранились лишь фрагменты подъемных механизмов. Не одно десятилетие проводились реставрационные работы. К 300-летию Царского Села павильон предстал зрителям во всем своем былом великолепии и блеске.
 Предлагаемый читателю буклет расскажет об истории создания и бытования Эрмитажа – самого роскошного и совершенного памятника эпохи барокко в Екатерининском парке.
 
© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта