RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

И. Г. Степаненко. Концертный зал
 

 

 

 

      Буклет
      Издательство «П-2»
      Год издания: 2010
      Тираж 3000 экз.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Павильон «Концертный зал» относится к лучшим произведениям прославленного архитектора Джакомо Кваренги. Он включен в число памятников мирового культурного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.
Одна из первых работ Кваренги в России. Концертный зал начал возводиться в 1782 году. Новое здание для камерного музицирования отличалось лаконизмом архитектурных форм, сдержанностью и простотой облика.
Внешне строгий Концертный зал заключает в себе роскошные по отделке интерьеры, исполненные итальянскими мастерами. Основную часть павильона занимает прямоугольный в плане зал с дверями, выходящими в портик, ротонду и в два квадратных кабинета по ее сторонам. Великолепна облицовка стен стюком, выполненная в 1788 году мастером Л. Шефлером. На плафоне Центрального зала в технике фрески изображены Юнона и Сатурн, управляющие колесницами, на падуге – знаки зодиака, солнце и луна. Живопись по штукатурке исполнил Дж. Скотти. На торцовых стенах в лепных медальонах представлены аллегории архитектуры, живописи, скульптуры и науки, исполненные К. Альбани.
Полы зала покрыты мозаиками. На центральной, черно-белой античной мозаике, датированной I–III веками, запечатлен эпизод мифа о похищении Европы Зевсом. По бокам от нее – восьмиугольные мозаики, созданные по рисунку Кваренги из разноцветного отечественного мрамора.  Вдоль стен зала расположены 28 пьедесталов розового мрамора, на которых установлены античные бюсты и скульптура XVIII века из царскосельского собрания.
В Скульптурном кабинете находятся четыре барельефа К. Альбани – аллегории искусств, архитектуры и науки и античная статуя консула. Откосы окон украшают уникальные мозаики из искусственного мрамора, имитирующие технику флорентийского набора из цветных камней. На полу – орнаментальная античная мозаика I–II веков.
Плафон Живописного кабинета, в центре которого парит трубящая Слава, а по сторонами представлены сцены жертвоприношения, были выполнены итальянцем Д. Валесини в технике энкаустики. Орнаментальная полихромная античная мозаика на полу помимо растительных мотивов включает в себя ромбы со свастикой – древнейшим солярным символом.
Концертный зал, сильно пострадавший во время войны, не был разрушен и в основном сохранил свою уникальную внутреннюю отделку. Комплексные реставрационные работы в нем завершились в 2010 году, и летом великолепные интерьеры предстали взору посетителей.
В 1784–1786 годах рядом с Концертным залом Дж. Кваренги построил миниатюрную Кухню-руину. О необычном павильоне, в котором разогревали кушанья во время собраний в Концертном зале, знатоки говорили как об архитектурной имитации «такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность». В кирпичные стены сооружения вставлены древние архитектурные детали. Дополняет облик павильона копия полуразрушенной античной статуи римского консула на фасаде (в настоящее время подлинник находится в Концертном зале).
Остров, на котором стоит Концертный зал, соединяют с «материком» два мостика. Эти мостики – первые на европейском континенте металлические мосты, созданные по проектам Кваренги.
Предлагаемое издание посвящено работам Джакомо Кваренги в Царском Селе, выполненным вскоре после его приезда в Россию по приглашению императрицы Екатерины Великой. 
© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта