RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

О ПАРАДНЫХ КАРЕТАХ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ ВОЛЬНЫМИ МАСТЕРАМИ К КОРОНАЦИИ АЛЕКСАНДРА II

Автор: научный сотрудник,
хранитель коллекции «Сбруя. Кареты» И.И. Бредихина

Празднества по случаю коронования императора Александра II отмечались с особой пышностью. Всего на коронационный выезд была потрачена огромная сумма – более 740 000 рублей серебром[1]. Такие расходы считались вполне оправданными и необходимыми для того, чтобы «поразить воображение» своих подданных и соседей. Их впечатления переданы в сообщениях прессы того времени.

Так, газета «Московские ведомости» писала об этом событии: «И общий состав кортежа, и подробности его представляли редкое соединение пышности, величия и порядка. Зрители любовались всем, их удивляло многое: великолепные, старинной формы вызолоченные кареты, между ними, говорят, были времени Елизаветы статные упряжные лошади, богатая их сбруя, залитые золотом разного покроя придворные ливреи. Все это вместе с экипажами напоминало былые минувшие века»[2]. Издание «Русский инвалид» опубликовало впечатления английского журналиста: «Пышность и поразительное богатство огромного царства было доказано вполне, со вкусом восточных преданий и изменений, привнесенных европейской цивилизацией. Ни один иностранец не видел ничего подобного. Роскошь экипажей и мундиров, ливреи и конской сбруи достойна цезарей…»[3].

Общее оформление торжества тяготело к «неорококо», что должно было вызвать у зрителей воспоминания об эпохе Петра I и Елизаветы Петровны. В соответствии с этим «нарядным и изящным» стилем были оформлены вновь изготовленные экипажи, кучерская ливрея с треугольными шляпами и париками «по моде времен Петра I»[4], сбруя для породистых лошадей. Для подготовки коронационных экипажей и упряжи были привлечены мастера Придворной конюшенной конторы и частных фирм. Всего было изготовлено 16 новых позолоченных карет, отреставрировано 17 старых экипажей, а также сделано 30 комплектов цуговой упряжи.

В собрании Государственного музея-заповедника «Царское Село» хранятся восемь из десяти парадных карет[5], изготовленных в 1856 году для торжественной процессии въезда в Москву по случаю коронации императора Александра II мастерами Христианом Тацки, братьями Фребелиусами и братьями Яковлевыми. Кареты предназначались для первых и вторых чинов Двора и членов Госсовета.

Эти кареты, созданные по единому образцу, соответствовали новейшим достижениям в технике того времени, в их устройстве была применена система подвески из вертикальных С-образных и горизонтальных, «лежачих», рессор, что позволило сделать ход экипажа особенно мягким.

Кузов экипажей сложной и необычной формы обшит бронзовыми золочеными пластинами, в его нижней части прячется выдвижная складная подножка. Прорезанный причудливыми асимметричными оконными проемами, кузов завершен картушами с монограммой «А II» и украшен характерными мотивами рокайля, жемчужника, гирляндами цветов и плодов граната. Множество зерен, содержащихся под его твердой кожурой, сделало этот плод символом сплочения под единым началом – в данном случае под началом императора[6]. Цветущий гранат был знаком дружества и приязни. Молодое гранатовое яблоко могло обозначать вступающего в правление императора, зрелый же плод был знáком великого и достойного государя, согласия и единения общества[7]. Среди причудливых узоров на кузове экипажа можно увидеть все стадии цветения и плодоношения граната – таким образом, декор отражает все смысловые оттенки этого символа.

 

Аналогичными орнаментальными мотивами декорирован деревянный резной стан и колеса. Гербовые двуглавые орлы располагаются на дверцах экипажа, по сторонам кузова, на богатом, украшенном золоченым галуном, бахромой и кистями намете. Фигуры орлов на углах крыши рассчитаны на объемное восприятие, поэтому они трехглавые и трехкрылые. В общей сложности на каждой карете по 16 двуглавых орлов – этот геральдический мотив поддерживается формой дверной ручки в виде птичьей лапы.

Внутренняя обивка и обшивка рессорных ремней выполнены из красного бархата в сочетании с золоченым галуном. Во внутренней отделке использованы тесьма, розетки и фестоны, изготовленные в оригинальной технике плетения из тонкого шелкового шнура.

Облик коронационных карет был определен императором, выбравшим один из нескольких предложенных эскизов. Архивные документы указывают, что «Император приказал строить новые парадные кареты по вновь утвержденному рисунку каретных мастеров Христиана Тацки, братьев Фребелиус и братьев Яковлевых, но чтобы империал был ниже и без орла»[8]. Работа оценивалась мастерами в 17 000 рублей серебром за каждый экипаж.

 

Традиционно Двор обслуживали мастерские Придворной конюшенной конторы, но из-за большого объема часть работы по подготовке коронации была передана в престижные частные мастерские. «Вольные каретные фабриканты», достойные выполнить такой престижный заказ, как ремонт десяти «древних» и постройку десяти новых экипажей, были определены путем конкурса. Президент Придворной конюшенной конторы обер-шталмейстер Двора Его Императорского Величества барон Е. Ф. Мейендорф определил «тех из мастеров, которые представляются более благонадежными в исправном и изящном исполнении»[9]. Ими стали Христиан Тацки (Tatzky), братья Федор и Иван Фребелиусы (Fröbelius) и братья Петр и Иван Яковлевы. Эти мастера вызвали наибольшее доверие к качеству своей работы, хорошо известной заказчику. Экипажная фабрика Яковлевых существовала в Санкт-Петербурге с 1798 года[10].

Каретный мастер Христиан Тацки с 1835 года производил все работы по изготовлению городских и дорожных экипажей Двора наследника цесаревича Александра Николаевича. В 1841 году Тацки был награжден медалью для ношения на шее на Анненской ленте, а в 1847 году – золотой медалью на Владимирской ленте[11].

Династии каретных мастеров Фребелиусов принадлежала одна из «первоклассных» каретных фирм Санкт-Петербурга. Основатель фирмы Джон Михаэль Фребелиус (1754–1809) переехал из Франкфурта-на-Майне в Петербург в конце 1700-х годов. Приобретя дом на Средней Мещанской (№ 21), он прославился как кузнечный мастер, а в 1790 году учредил экипажное заведение, получавшее заказы от Двора. Продолжил дело его старший сын Джон Фредерик (Иван) Фребелиус (1788–1851), поставляя Императорскому двору городские и «вояжные» экипажи. Фирма была известна своим качеством на всю столицу.

За отличное качество изделий в 1838 году И. Фребелиус был награжден золотой медалью на Анненской ленте, а в 1846 году ему было пожаловано звание Собственного Его Величества каретного мастера. После его смерти в 1851 году заведение перешло в руки сыновей Федора и Ивана, которым выпала честь изготовить золоченые кареты для предстоящей коронации императора Александра II; за исполнение коронационных карет они получили медаль. Братья Фребелиусы владели фирмой до 1882 года[12].

В коронационных каретах использованы рессоры, изготовленные на московской рессорной фабрике, принадлежавшей мастеру Якову Мохову и существовавшей с 1812 года. Бронзовые золоченые украшения для экипажей изготовлялись на Санкт-Петербургском казенном гальванопластическом заводе, их модели исполнил архитектор А. Альгитрейм. Детали отливались, чеканились, золотились и пригонялись на заводе; в каретной мастерской их устанавливали на место и только затем обивали экипажи тканями.

Летом 1857 года новые экипажи были записаны «по имеющейся на сей предмет шнуровой книге в приход и расход»[13]. В приложенном подробном описании значится, что четыре кареты были обиты малиновым бархатом, а шесть – пунцовым. К экипажам прилагались запасные гаечные ключи и шкворень (болт, вокруг которого вращается поворотный круг), колеса с медными втулками и колпаками, коренная и уносная ваги и дышло, окованное железом, а также коленкоровый чехол для предохранения экипажа от пыли в каретнике.

Кареты заняли достойное место в императорской коллекции экипажей и хранились в Придворном конюшенном музее, чтобы быть задействованными в отмеченных церемониалом случаях, например, на коронациях российских императоров Александра III в 1881 году и Николая II – в 1896, а также на празднествах в честь 300-летия Дома Романовых.


[1] О сделании и исправлении по Высочайшему повелению парадных карет к Высочайшей коронации вольными мастерами. 1856 г. // РГИА. Ф. 477. Оп. 7. Д. 1742.

[2] Московские ведомости». 1856. № 102 от 25 сентября.

[3] Русский инвалид. 1856. № 122 от 11 октября.

[4] О вещах, изготовленных к коронации. 1856 г. // РГИА. Ф. 472. Оп. 9. Д. 106. Л. 8.

[5] Кареты коронационные четырехместные. 1856. Санкт-Петербург. Мастерская П. и И. Яковлевых, Ф.и И. Фребелиусов, Х. Тацки. Дерево, металл, бронза, кожа, шерсть, бархат, шелк, стекло; резьба, литье, ковка, чеканка, золочение. 5,0 × 2,4 × 2,9 м. Инв. № ЕД-293-300-VII.

[6] Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. СПб., 1997. С. 656.

[7] Эмблемы и символы. М., 2000. С. 368.

[8] О сделании и исправлении по Высочайшему повелению парадных карет к Высочайшей коронации вольными мастерами. 1856 г. // РГИА. Ф. 477. Оп. 7. Д. 1742.

[9] О приготовлении в Экипажном Заведении в Высокоторжественному коронованию экипажей, шор и прочего. 1856 г. // РГИА. Ф. 477. Оп. 7. Д. 1740. Л. 1.

[10] Неллис К. К. Очерки по поводу истории, состояния и развития экипажного дела в России. СПб., 1882. С. 9.

[11] О распоряжениях для Коронации по Придворной Конюшенной Конторе. 1856 г. // РГИА. Ф. 472. Оп. 9. Д. 72.

[12] По ходатайству бывшего каретного фабриканта Федора Фребелиуса о возведении его в звание потомственного почетного гражданина. 1892 г. // РГИА. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1443. Л. 5.

[13] О сделании и исправлении по Высочайшему повелению парадных карет к Высочайшей коронации вольными мастерами. 1856 г. // РГИА. Ф. 477. Оп. 7. Д. 1742.

 

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта