RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

Часы «Мир и Изобилие» из собрания ГМЗ «Царское Село»

Автор: старший научный сотрудник,
хранитель коллекции «Металл» Т.В. Серпинская

Часы минувших эпох, украшающие музейные залы и частные коллекции, – пример необычного сочетания противоположностей. Как прибор для измерения времени, они постоянно напоминают нам о его быстротечности и о безвозвратности ушедших минут. Как произведение искусства они являются олицетворением вневременной ценности человеческой культуры. А как исторический памятник, они повествуют о людях и событиях прошедших столетий, помогая лучше узнать и понять прошлое, что даёт возможность современному человеку почувствовать себя органичной частью целостного процесса существования цивилизации.

Коллекция художественных часов ГМЗ «Царское Село» обладает рядом уникальных произведений искусства, являющихся шедеврами мирового уровня, которые составляют славу музейного собрания бывшей императорской резиденции Царского Села. Одним из таких выдающихся образцов декоративной бронзы являются часы «Мир и Изобилие», выполненные из золочёной и патинированной бронзы, представляющие аллегорическую композицию торжества мира над войной. Вокруг циферблата часов размещены парящие в облаках фигуры пяти амуров с различными атрибутами благоденствия: монеты, плоды, снопы колосьев, гирлянды цветов, лавровые ветви, а также поверженные военные трофеи: щит с изображением Медузы Горгоны, палицу Геркулеса, шлем. Венчает часы овальный картуш с лавровым венком, на поле которого ранее помещались три лилии (замененные в настоящее время цветочными розетками) – знак французской королевской династии Бурбонов. На циферблате часов имеется подпись часового мастера: Peltier a Paris, внизу - подпись эмальера: Dubuisson, в механизме также имеется подписи часовых мастеров и дата изготовления: AP et PC Horlogers du Roy 1770.

Значимость данного предмета обусловлена различными составляющими, первый из которых – его художественные достоинства. Часы выполнены знаменитым французским скульптором и чеканщиком Жаном-Луи Приером (Jean-Louis Prieur) по рисунку выдающегося художника и декоратора XVIII века Франсуа Буше (1703-1770) (Francois Boucher). Часовой механизм является работой двух наиболее известных часовых мастеров второй половины XVIII столетия Антуана Пельтье (1717-1772 ?) (Antoine Pelletier) и Шарля-Атана Пино (1734- после 1790) (Charlеs-Athanas Pinon).[1] Циферблат выполнен эмальером Дюбюиссоном, чьё имя относится к мастерам первого ряда, таким как Ж. Кото и Ж.-А. Мерле, создававшим богато декорированные циферблаты, скелетоны и эмалевые часы в последней четверти XVIII века. Богатое созвездие имён, высочайший уровень исполнения корпуса и механизма часов ставят их в один ряд с наиболее выдающимися памятниками французской художественной бронзы эпохи классицизма находящихся в крупнейших мировых музейных собраниях.

Вторым важным моментом, определяющим уникальность этих часов, является их историческая принадлежность и причина создания. В 1770 году состоялось бракосочетание дофина Франции, будущего короля Людовика XVI, и Марии Антуанетты. В связи с этим событием была предпринята дополнительная декорировка Версальского дворца. Для молодой четы был заново отделан ряд помещений. Именно тогда, наряду с другими предметами меблировки, и были изготовлены часы «Мир и Изобилие». Первоначально они украшали большой кабинет дофина, а позднее, когда он стал королём, опочивальню.

Трагическая судьба первых владельцев предмета и события Великой Французской революции определили историю его бытования – третью составляющую ценностной характеристики данной вещи, которая сродни биографии персонажа авантюрного романа эпохи Просвещения.

Французская революция, круто изменившая историю государств Европы и огромного количества людей, также повлияла и на историю художественных собраний королевской семьи и знати Франции. После казни Людовика XVI и национализации имущества дворцов часть произведений искусства подверглось так называемым революционным распродажам, поскольку молодая французская Республика нуждалась в средствах. Однако часы «Мир и Изобилие» были исключены из революционных продаж и сохранялись для обмена. В 1796 году они были переданы кредитору Республики Абрахаму Алькану, главному интенданту Рейнской и Мозельской армий в счет погашения долга за 3000 ливров. Позднее, в 1798 году, предмет попал в поле зрения поставщика русского императорского двора Ксаверия-Франца Лабенского. С этого момента начался русский период истории бытования часов с фигурами пятью амуров, прославляющих мирное благоденствие, связав их с новым дворцом и новым царственным владельцем.

В 1797 году император Павел I начал строительство своей новой резиденции в центре столицы – Михайловского замка. Задуманная как рыцарский замок – крепость, окружённая рвами, постройка сочетала в себе строгость архитектурного решения фасадов и утончённую изысканность убранства интерьеров, характерную для дворцов периода классицизма. Для обстановки замка, по именному указу императора, на протяжении 1798-1799 годов было приобретено значительное количество предметов меблировки французского производства самого высокого уровня исполнения.

В частности, при посредничестве шести иностранных поставщиков Кабинет Императорского Двора закупил более пятисот изделий художественной обстановочной бронзы работы самых известных французских бронзовщиков и скульпторов того времени: Ж.-К.-Т. Дюплесси, Ф. Ремона, П. Гутьера, Ф.-Н. Делетра, Л.-С. Буазо, Ж.-А. Гудона, Л.-Ф. Фёшера, Ж.-Л. Приера, П.-Ф. Томира и других. Как отмечают исследователи, это была единственная в истории Европы XVIII века столь масштабная закупка изделий первоклассной французской бронзы.

В первой партии изделий поставленной Кс. Лабенским, которая поступила 7 июля 1798 года и состояла из 23 вещей на сумму 26100 рублей, первым номером значились «большие часы, вызолоченные под мат с пятью гениями зелёной бронзы, держащими разные военные атрибюты. Высотой 1 аршин пол вершка. Цена 6000 рублей»[2]. Соотношение стоимости всей партии и часов «Мир и Изобилие» указывает на то, что эта вещь была одним из самых дорогих изделий этой закупки.

Отделка интерьеров Михайловского замка была завершена к февралю 1801 года, когда Павел I поселился в новой резиденции. Но уже 12 марта того же года император был убит. Его насильственная смерть изменила историю только что отстроенного дворца. В 1802 году вся меблировка замка была расформирована, и вещи поступили на склады Кабинета Императорского Двора. Затем они были размещены в других императорских резиденциях; часть предметов была передана в Павловский дворец, где жила вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, часть в Зимний дворец и Эрмитаж. В настоящее время часть этого уникального по объёму и составу ансамбля изделий художественной обстановочной бронзы Михайловского замка, в разрозненном виде, хранится в основных музейных собраниях Петербурга.

В первой половине XIX века часы «Мир и изобилие» находились в Мраморном дворце и Эрмитаже, пока, наконец, в 1857 году этот шедевр французской художественной бронзы не украсил парадные залы Большого Царскосельского дворца.

В эпоху царствования императора Александра II Царскосельская летняя резиденция была одним из любимых мест пребывания императорской семьи. В Большом Царскосельском дворце для Александра II были отделаны личные апартаменты. Его жена Мария Александровна занимала бывшие комнаты императрицы Екатерины II, созданные по проекту шотландского архитектора Ч. Камерона в южной части здания. Обустраивая залы дворца по своему вкусу императрица распорядилась перевезти сюда из Эрмитажа и Зимнего дворца ряд предметов меблировки, среди которых из Библиотеки Эрмитажа в Арабесковый зал Большого Царскосельского дворца 20 июня 1857 года поступили часы с фигурами амуров, где они и находились вплоть до начала Второй мировой войны[3].

В 1941 году в связи с угрозой оккупации г. Пушкина немецкими войсками наиболее ценные экспонаты из собрания Екатерининского дворца-музея были эвакуированы на Урал. Произведения коллекции художественного металла были вывезены почти полностью и сохранились до настоящего времени. Однако отделка многих интерьеров дворца, в том числе и Арабескового зала, была утрачена или значительно пострадала.

Нечасто история одного музейного экспоната бывает столь насыщенной разнообразными событиями и необычными поворотами судьбы. Часы с аллегорической композицией «Мир и изобилие» сменившие несколько владельцев, трагически закончивших свою жизнь; украшавшие апартаменты Версальского дворца и Михайловского замка, залы Эрмитажа; пережившие смутные и страшные события Великой Французской революции и Второй мировой войны в настоящее время экспонируются в Картинном зале парадной золотой анфилады Екатерининского дворца и являются гордостью музейной коллекции бывшей императорской загородной Царскосельской резиденции.



[1] Augarde J.-D. Les ouvriers du Temps. Paris. 1998. Р. 254

[2] Зек Ю.Я. Французская бронза в Михайловском замке. 1798-1799 гг. // Россия-Франция. Век Просвещения. СПб., 1992. С. 38, 39, 48

[3] РГИА, ф. 487, оп. 8, 1857, д. 6244, ЛЛ. 15, 17

 

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта