RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

ВАЗЫ С ПОРТРЕТОМ ГРАФА А.Г. ОРЛОВА

Автор: старший научный сотрудник,
хранитель коллекций фарфора и стекла Е.А. Еремеева

Царское Село является местом, где собралось большое количество памятников, посвященных русско-турецким войнам: Чесменская колонна, воздвигнутая в 1774–1778 гг. по проекту А. Ринальди в честь морских побед в первой Русско-турецкой войне 1768–1774 гг., Морейская колонна, поставленная в 1771 г. по указу императрицы Екатерины II в честь победы русского флота под предводительством графа Ф.Г. Орлова у полуострова Морея в Средиземном море, Кагульский обелиск, сооруженный по замыслу того же зодчего в 1771–1772 гг. в память о победах русских войск над турками на реке Кагул.

С темой первой Русско-турецкой войны связаны парные вазы с портретом графа Алексея Григорьевича Орлова (1737–1808), сыгравшего большую роль в победе русского флота над Турцией. Ему принадлежала разработка плана морской экспедиции против турецкого флота, он возглавил морские и сухопутные русские силы, действующие на островах Архипелага Эгейского моря, под его командованием были одержаны победы в важных морских сражениях.

За уничтожение турецкого флота при Чесме 24 и 26 июня 1770 г. Орлов был награжден медалью, отчеканенной на Санкт-Петербургском монетном дворе в 1770 г. по проекту И.-Б. Гасса. На аверсе медали помещено портретное изображение А.Г. Орлова в парадном мундире Кавалергардского полка с Андреевской лентой через плечо и с полководческим жезлом в правой руке, окруженной легендой: «ГР: А.ГР: ОРЛОВЪ, ПОБЂДИТЕЛЬ И ИСТРЕБИТЕЛЬ ТУРЕЦКАГО ФЛОТА». Реверс медали украшен планом расположения русского и турецкого флотов в Чесменской бухте и дополнен легендой: «И БЫСТЪ РОСIИ РАДОСТЬ И ВЕСЕЛIЕ. ЧЕСМА IЮНЯ 24 и 26 1770. ВЪ БЛАГОДАРНОСТЬ ПОБЂДИТЕЛЮ ОТЪ АДМ: КОЛЛ:».

  

Эта медаль легла в основу живописного декора парных ваз, украсив своим аверсом с портретом графа Орлова тулова обеих ваз. На тыльной стороне первой вазы помещен реверс медали, на другой, в круглом медальоне, воспроизведено морское сражение, выигранное русским флотом под командованием А.Г. Орлова около острова Митилена и завершившее кампанию 1771 г. уничтожением турецких морских складов и верфи. Вокруг медальона надпись: «И БЫСТЬ РОСIИ РАДОСТЬ И ВЕСЕЛIЕ. МЕТЕЛИНЪ НОЯБРЯ 13. 1771».

Царскосельские вазы обладают туловом овоидной формы, переходящим в круглую ножку с каннелированным основанием, покоящимся на квадратном со скошенными углами плинте. Среднюю цилиндрическую часть тулова декорируют ручки в виде золоченых львиных масок, держащих в пасти лавровые венки, а также банты, поддерживающие свисающие гирлянды лавров. Куполообразную крышку венчает шлем с восседающей на нем фигурой совы.

Долгое время парные вазы считались произведениями, созданными на Императорском фарфоровом заводе[1]. Отсутствие марок, наличие подписей на русском языке давали возможность отнести их к группе ваз екатерининского периода.

Первым исследователем, поставившим под сомнение эту атрибуцию, стала В. Пахомова-Герес, указавшая на принадлежность модели ваз Королевской фарфоровой мануфактуре в Берлине[2].

Наличие вазы аналогичной формы в собрании Государственного Эрмитажа с профильным портретом в круглом медальоне, датированной 1772–1776 гг., дает возможность предположить, что и царскосельские вазы были исполнены в этот период.

В качестве источника для их росписи послужил рисунок медали И.-Б. Гасса, находящийся в архиве Берлинской королевской мануфактуры (дворец Шарлоттенбург).

Изображение морского сражения около острова Митилена также связано с именем А.Г. Орлова. По его заказу были исполнены географические карты и планы мест основных баталий Русско-турецкой войны 1770–1771 гг., легших в основу росписей десертных тарелок из Столового сервиза великого князя Павла Петровича, изготовленного на Королевской мануфактуре в Берлине в 1778 г. по заказу Фридриха Великого[3]. Вероятно, план баталии при Митилене из этой серии послужил украшением царскосельской вазы.

По мнению В. Пахомовой-Герес, вазы были преподнесены А.Г. Орлову Фридрихом Великим в качестве политического подарка.

Н.С. Григорович, предыдущий хранитель коллекции фарфора ГМЗ «Царское Село», предполагала, что до 1784 г. вазы находились в Чесменском дворце в Санкт-Петербурге, созданным архитектором Ю.М. Фельтеном по заказу императрицы Екатерины II и названным так в честь победы в Чесменском сражении.

В 1784 г. вазы фигурировали в числе фарфоровых произведений, находившихся в Царском Селе[4]. До войны украшали Агатовые комнаты.


[1] Григорович Д.В. Царское Село. Опись предметам, имеющим преимущественно-художественное значение. СПб., 1888. № 227, 228; Бенуа А.Н. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. СПб., 1910. С. 23; Вильчковский С.Н. Царское Село. СПб., 1911. С. 134–135.

[2] Von Sanssouci nach Europa. W. Pachomova-Gores; 1994. P. 122.

[3] Трощинская А.В. «Фарфоровый дар» императора Александра II «музеуму Строгановского училища». Antiq.info. Январь-февраль. 2009.

[4] Бенуа А.Н. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. СПб., 1910. С. 23: «Два ваза…посредине с белою и сверху и снизу с мраморными полосами с золочеными гирляндами с портретами графа Алексея Григорьевича Орлова, на крышках позолоченный сов»… «Эти вазы стоят теперь в зале Холодной бани».

 

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта