RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

УСТРОЙСТВО АРХИТЕКТОРОМ С.А. ДАНИНИ ПОЛОВИНЫ НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА В АЛЕКСАНДРОВСКОМ ДВОРЦЕ

Автор: старший научный сотрудник
Т.М. Бутырина

В 1913 г. в России проходили торжества, посвященные 300-летию Дома Романовых. Тогда же началась подготовка к празднованию 10-летия его императорского высочества наследника цесаревича Алексея Николаевича. По высочайшему повелению, в Александровском дворце архитектор С. А. Данини обустраивает новую половину для наследника.

Сильвио Амвросиевич Данини (1867–1942), сын выходца из Италии Амброджио Данини, приехавшего в Россию в 1840-х гг., принял российское подданство лишь 1889 г. С 1896 г., после окончания Императорской Академии художеств, Данини работал в Александровском дворце в должности архитектора Царскосельского дворцового управления, а в 1911-м был назначен архитектором Высочайшего двора. За это время, помимо текущей работы, Данини занимался проектом устройства личных комнат императорской четы в правом флигеле дворца, на месте Концертного зала. Несмотря на то, что впоследствии предпочтение было отдано проекту Р.Ф. Мельцера, в нем «первоначальная идея Данини по перестройке Концертного зала была развита»[1].

В Российском государственном историческом архиве, в фонде Царскосельского дворцового управления за 1913–1914 гг. находятся документы, в основном сметы и счета, позволяющие представить отделку и обстановку половины наследника в Александровском дворце.

Ремонтными работами руководил Данини, оборудованием покоев занимался смотритель комнатного имущества Н. Суслов. Императрица Александра Федоровна принимала в обустройстве живейшее участие. Баронесса София Буксгевден вспоминала: «Императрица во всем старалась следовать вкусам своей покойной матери, поэтому детские комнаты оказались похожими на те, какие были типичны для добротного английского дома. Там не было бьющей в глаза роскоши, зато присутствовал полный комфорт. Императрица была на редкость практичной женщиной и при планировании своего дома сама входила во все детали обстановки»[2].

10 февраля 1914 г. архитектор представил начальнику Царскосельского дворцового управления генерал-майору князю М. С. Путятину «исполнительную смету по устройству помещения для его императорского высочества государя наследника в здании Александровского дворца в сумму 11 898 руб. 88 коп.», также «сметы на произведенные работы в помещениях для наследника цесаревича и других помещениях Александровского дворца по устройству электрического освещения на сумму 2 404 руб. 59 коп. и водопровода на 3 748 руб. 41 коп.»[3].

Кроме того, смотрителем комнатного имущества Сусловым была составлена «Подробная исполнительная смета по оборудованию новой половины Его Высочества Наследника Цесаревича в Александровском дворце» на сумму 23 918 рублей 11 копеек[4].

В результате переделок апартаменты наследника составили 17 помещений: Приемная, Классная, Спальня, Ванная комната, Гардероб его высочества, Комната доктора, Кабинет, Спальня и Ванная комната наставника цесаревича Пьера Жильяра, Светлый коридор, Комната ожидания, Передняя, Лестница на половине его высочества, Буфетная комната, Ванная комната (Людская), Камердинерская, Комната второго камердинера.

Апартаменты располагались на втором этаже, у половины цесаревича был свой вход во дворец – со второго подъезда. Лестница на половине наследника была покрыта бархатной дорожкой, верхняя и нижняя площадки устланы коврами синего бархата, на которых находились ясеневые стоячие вешалки на колонках, выполненные в Дворцовых мастерских.

В музейной коллекции «Архитектурная графика» ГМЗ «Царское Село» хранятся чертежи, относящиеся к половине наследника, исполненные Данини: «Комнаты наследника цесаревича в Александровском дворце»[5] (является первоначальным планом, датирован июлем 1913 г., имеет карандашные пометы автора) и «Опочивальня наследника цесаревича Алексея Николаевича в Александровском дворце»[6] (выполнен также в 1913 г., но позже первоначального, так как при сравнении чертежей видно, что на первом чертеже дверь в Спальню находится справа, а на втором – слева, как и на плане В. И. Яковлева 1928 г.[7]). Дверь в комнату, примыкающую к Спальне цесаревича и названную Данини «Комнатой состоящего при Его Высочестве», на первом чертеже отсутствует, а на втором расположена так же, как на вышеупомянутом плане Яковлева. На чертеже Спальни наследника рукой императрицы начертано: «Согласна».

Предварительно по проекту Данини на половине наследника сделали перегородки для создания новых помещений; лесоматериалы были приобретены на Царскосельской бирже у поставщика высочайшего двора потомственного почетного гражданина Царского Села, купца 1-й гильдии М.Я. Томасова. Для звукоизоляции стены личных комнат цесаревича дополнительно покрыли пробковыми панелями, изготовленными на Заводе лаков, красок, пробко-изоляционных материалов и изделий Н.В. Шмеллинга, поставщика его императорского двора. Красный кирпич поставил подрядчик Я.И. Попков, каменщиков для работ с водопроводчиками и электротехниками для пробивки и заделки дверных проемов – подрядчик строительных работ М.Я. Романов из Царского Села. Штукатурные и малярные работы были выполнены потомственным почетным гражданином Царского Села, подрядчиком малярных и живописных работ П.Ф. Ледневым

Переделка печей и каминов была произведена фирмой И.Ф. Осипова «Производство печных и прочих строительных работ». В Буфетной на месте изразцовой печи с жаровым шкафом и кипяточной в нише стены сделали среднезальный очаг с плитой, пирожной печью и водогрейной коробкой, облицованный изразцами; в Прихожей голландскую прямоугольную изразцовую печь переделали до половины вследствие устройства топки с другой стороны и поставили медную двойную дверцу с вызолоченными дверками-полотнами; в комнате прислуги сделали голландскую прямоугольную печь, облицованную изразцами, с американской подвижной жалюзи, белой с облаками; в Спальне наследника установили среднезальную печь-камин с облицовкой майоликовыми рисунчатыми изразцами. Также были поставлены шесть временных чугунных печей, в том числе одна на чердаке в световом фонаре. Изразцы для печей приобретались на Гончарном заводе Лядовых и Изразцовом заводе «Або» под личным контролем Данини.

Переднюю и находящуюся рядом с ней Комнату ожидания покрыли коврами оливкового цвета. В Передней были установлены дубовый умывальник, фанерованный полированным орехом, с двумя мраморными досками, стенное зеркало в раме красного дерева и деревянная ширма, состоявшая из трех половинок высотою 2 аршина, обитая цветным ситцем, выполненная в Дворцовых мастерских.

В Комнате ожидания занавеси на окне и портьеры на четырех дверях заказали из шелкового репса на сатиновой подкладке, на окне также были кисейные французские полузанавески. Для интерьера исправили старинную золоченую зеркальную раму с зеркальным стеклом, взятую из кладовой, а также почистили мраморные доски к трем четырехугольным столам и мраморную доску для круглого золоченого стола. Цвет заказанных шнуров – бордо и «крем» – позволяют предположить, что и весь интерьер был решен в этих тонах.

Светлый коридор с пятью окнами, выходящими на колоннаду, украсили помещенные в рамы ясеневого дерева двенадцать фототипий с картин, «по преимуществу былинного содержания»[8] В.М. Васнецова, чье творчество высоко ценили Николай II и Александра Федоровна[9]. Фототипии для Светлого коридора были приобретены в московской фирме «Фотография и фототипия П.П. Павлова», в документе РГИА есть помета «по заказу Виктора Михайловича Васнецова»[10]. Можно предположить, что в Светлом коридоре висели еще восемь гравюр, так как в Дворцовых мастерских было заказано в коридор 20 ясеневых рамок со стеклами.

Из Светлого коридора можно было пройти в Приемную, которая как Спальня и Классная, располагались по одной прямой вдоль Светлого коридора и выходили окнами в Собственный садик.

В Приемной цесаревича было одно окно. Портьеры для окна и двери были выполнены из русского чинца, на окне висели кисейные занавески; пол украшал ковер, упоминаемый В. И. Яковлевым в Каталоге: «подкидной ковер в доминирующих синих тонах с рисунком из роз в виде эллипса»[11], Бронзовая люстра на двенадцать свечей с хрустальной красной чашкой была приобретена в фирме И.М. Круля. Обстановку составляли шкаф (полик у шкафа был оклеен синей козлиной шагренью), два пианино фабрики «Оффенбахер» с клавиатурой в семь октав, приобретенные в Музыкальном магазине А.В. Мундингера в Царском Селе (Конюшенная ул., 16) «с Высочайшего Ея Императорского Величества одобрения для приемной Его Высочества»[12]. Диван, три кресла с пуховыми подушками и двенадцать стульев, обитые синей[13] кожей, старинный круглый стол красного дерева «чиппендель» были приобретены в «Магазине кожаной и стильной мебели 1-ой СПб Трудовой Артели мебельно-обойного и декоративного производства». Буфетный стол с откидными полами изготовили в Дворцовых мастерских. На столе лежала суконная скатерть. Этажерка с полками красного дерева, письменный стол и «старинное» кресло к столу с сиденьем синей кожи были заказаны в Мебельных магазинах наследников .С. Андреева. На рабочем столе находились бювар, а также письменный прибор, состоящий из двух чернильниц, пресс-бювара и стакана. У стола стояла корзина для бумаги. Также в Приемной находилась ширма из четырех створок с остовом на французских петлях.

Рядом с Приемной располагалась Классная цесаревича. Портьеры были выполнены из русского чинца на саржевой подкладке и бумазеи,  на окнах были кисейные полузанавески, на полу – бархатный ковер цвета резеды с высоким ворсом, тканый по особому заказу. Угловой «инкрустированный» ясеневый шкаф с двенадцатью дверцами и зеркальными стеклами (длиною – 9 аршин 4 вершка, вышиною – 1 аршин 14 вершков и глубиною – 10 вершков) был изготовлен в Дворцовых мастерских[14]. Этот шкаф хорошо виден на фотографии в Каталоге В.И. Яковлева 1928 г.[15] и на акварели Ю. М. Непринцева 1931 г. «Классная комната наследника Алексея в Александровском дворце»[16]. В Магазинах Андреева для преподавателей был приобретен дубовый стол, оклеенный сукном.

Особого внимания заслуживает классная парта системы Шварца, приспосабливаемая к росту при помощи подвижной крышки (в вертикальном направлении) и наклонного подвижного сиденья (в горизонтальном и вертикальном направлениях) и подвижной спинки (в горизонтальном, вертикальном направлениях и наклонно). Мастерская И. В. Шварца была удостоена Серебряной медали в 1909 г. в Санкт-Петербурге; Большой золотой медали в 1911 г. в Царском Селе и Высшей награды, Большой золотой медали, – на Международной Учебно-Промышленной выставке «Устройство и оборудование школы» в Санкт-Петербурге в 1912 г. Парта изображена на фотографии в Каталоге Яковлева  и на акварели Непринцева Классная доска букового дерева состояла из двух уравновешенных движущихся частей в стоячей раме. Кушетку с четырьмя пуховыми подушками заказали в «Магазине кожаной и стильной мебели 1-ой СПб Трудовой артели», большое кресло и шесть стульев ясеневого дерева, обитые русским чинцем, сделали в Дворцовых мастерских.

В Спальне было два окна. Портьеры и обивка мебели были выполнена из английского чинца «с рисунком из бутонов роз»[17], взятого из запасов кладовой. Образец использовавшегося чинца сохранился в музейной коллекции «Женский костюм. Ткани» ГМЗ «Царское Село»[18]. Подкладка портьеры была выполнена из саржи и бумазеи, также на окнах были французские кисейные полузанавески и занавеси серого сукна. На полу был положен оливковый бархатный ковер с глубоким ворсом, тканый по особому заказу. Для пяти гравюр были заказаны рамы красного дерева.

Мебель для Спальни выполнили в Дворцовых мастерских, первоначально из красного дерева, но она была «признана Ея Величеством неподходящей и предназначается ныне для других помещений Дворца, с заменою этой мебели вновь изготовляемой – буковой»[19]. Угловой киот для икон, со щитами, обтянутыми сукном, был изготовлен по рисунку Данини. В музейной коллекции ГМЗ «Царское Село» находится чертеж архитектора «Киот в Опочивальне наследника в Александровском дворце»[20], а в РГИА, в фонде Царскосельского Дворцового Управления, в смете Дворцовых мастерских на изготовление мебели  для половины наследника указаны размеры киота (длина – 5 аршин, вышина – 4 аршина 12 вершков и глубина в нижней части – 8 вершков)[21]. Для Спальни были заказаны: диван угловой со шкафиками, шесть стульев с мягкими сиденьями, шкафик для белья, ночной столик с зеркальным стеклом, туалетный стол с зеркалами из трех частей, оклеенный клеенкой, большое мягкое кресло с наушниками, два квадратных стола, шкаф-этажерка и две вешалки для полотенец. Любопытно отметить, что в перечне вещей для интерьера кровать не упоминается. Были изготовлены два волосяных матраца к дверям и такой же валик, назначение которых не совсем понятно.

Все коридоры были застелены дорожками, но была еще одна дополнительная дорожка, которую раскладывали на ночь в коридоре, прилегающим к Спальной Его Высочества, поверх постоянно лежащей, «для заглушения шума от шагов»[22].

Во всех помещениях половины наследника были комнатные градусники, в личных комнатах Алексея Николаевича и комнатах воспитателя были еще и наружные термометры фирмы «К. Воткей».

К Спальне его высочества примыкала Комната доктора в одно окно с занавесями из французского ситца, взятого из запаса кладовой, а также французскими кисейными и суконными. На полу лежал бархатный оливкового цвета ковер с глубоким ворсом, выполненный по особому заказу.

В комнате находилась мебель красного дерева: платяной шкаф, письменный стол, ломберный стол, диван, преддиванный стол, комод красного дерева с «бюро» карельской березы, стенное зеркало в раме красного дерева, мягкое кожаное кресло с накладной пуховой подушкой, буковый стул с плетеным сиденьем фабрики братьев Тонет, а за ширмой – кровать и кроватный столик с настольным туалетным зеркалом, никелированная вешалка для полотенец и  стоячая вешалка ясеневого дерева.

На письменном столе – часы без боя в корпусе красного дерева Торгового дома Павла Буре, письменный прибор, состоящий из двух чернильниц, пресс-бювара, стакана и лотка, бювар; у стола – корзина для бумаги.

Малый шкаф с медной оковкой (вояжный) для медикаментов и ясеневый шкаф с полками для медикаментов, находившиеся в Светлом коридоре, рядом с комнатой доктора, были изготовлены в Дворцовых мастерских.

В комнате, предназначенной Данини для доктора, в дальнейшем разместился, приставленный к наследнику, «дядька» А.Е. Деревенько, а комнаты для дежурных докторов устроили рядом со спальней П. Жильяра.

Гардероб цесаревича находился в антресольном помещении. Лакированный сосновый шкаф длиной 7 аршин, высотой 2 ½ аршина и глубиной в 1 аршин с погонами и полками и сосновый разборный стол 6 аршин длиной и 2 аршина шириной, высотой 1 ¼ с полками внизу были изготовлены в Дворцовых мастерских.

Кабинет Жильяра располагался между Комнатой ожидания и Приемной, единственное окно выходило на колоннаду дворца. Портьеры были изготовлены из перкали. На полу лежал бархатный оливковый ковер с высоким ворсом, тканый по особому заказу.

В обстановку комнаты входили: книжный шкаф Александровского времени, старинный письменный стол красного дерева с бронзой с письменным прибором из двух чернильниц, пресс-бюваром, стаканом и лотком, бюваром, часами с боем Торгового Дома Павла Буре (корпус красного дерева, с бронзой), у стола корзина для бумаг, диван, шесть кресел и восемь стульев красного дерева Николаевского времени, этажерка и комод красного дерева, «спокойное» кожаное кресло с накладной пуховой подушкой. Мебель была приобретена в Магазинах Андреева.

В Спальне воспитателя два окна выходили на колоннаду дворца. Портьеры на окна, дверь и обивка мебели были выполнены из перкали. На окнах также были кисейные занавески. Пол покрывал ковер оливкового цвета. Никелированная кровать с пружинным и французским матрацами и пуховыми подушками и мраморный умывальник с фаянсовой чашей приобрели на Фабрике металлических, мраморных и обойных изделий  А.Е. Преловского, дубовый стол с ящиком и комод красного дерева – в Магазинах Андреева, зеркальный трехстворчатый шкаф, туалет с тройным зеркалом, два стула и ночной стол – в Северной компании (NORDISKA KOMPANIET), никелированная вешалка для полотенец и старинное зеркало в раме красного дерева поступили из Дворцовых мастерских.

Для Ванной комнаты воспитателя были приобретены стеклянная полка на железных кронштейнах, никелированная подвижная вешалка для полотенец, стенная вешалка на четырех крючках и ванный термометр. Занавеска на окно изготовлена была из кретона, из запаса кладовых. У ванны с деревянной покрышкой  лежал бархатный коврик.

Для Буфетной комнаты сделали буфет красного дерева и березовый буфетный стол под красное дерево. На окнах висели сатиновые полузанавески.

Для Камердинерской приобрели: красный ковер, кровать, кроватный столик, ольховый разборный платяной шкаф, ясеневую вешалку на колонке, настенное зеркало  в раме под красное дерево и  корзину для бумаги.

В Комнате второго камердинера находились: кровать с французским и волосяным матрацами, кроватный коврик, металлический умывальник с мрамором с корпусом оцинкованного железа.

Во всех комнатах, где висели портьеры на окнах и дверях, находились бронзовые тренгели с кронштейнами, шарами, блоками, кольцами и отвесами, для занавесей – бронзовые тренгели с розетками и блоками, приобретенные в Инструментальном магазине Е. И. Ляпуновой.

Бронзовая люстра на двенадцать свечей с хрустальной красной чашкой, люстра в стиле ампир на десять свечей, бронзовые настенники поступили со Склада бронзы и электрической арматуры И.М. Круля, остальные электроприборы были фирмы «Э. Кинкман и Кº», А. Марсер  и «СПб Арматурно-Электрическое Акционерное Общество».

Мебель приобреталась в Дворцовых мастерских, в Магазинах мебели и античных вещей наследников В.С. Андреева, в «Магазине кожаной и стильной мебели 1-ой СПб Трудовой артели», в «Северной компании (NORDISKA KOMPANIET)», в фирме братьев Тонет. Мраморные доски были куплены в фирме «Производство мраморных и гранитных изделий» Н. Д. Александрова.

Никелированные кровати с пружинным и французским матрацами и пуховыми подушками в комнаты доктора, воспитателя и камердинера заказали  на Фабрике металлических, мраморных и обойных изделий  А.Е. Преловского, умывальники и ванны на Чугунно-литейном и механическом заводе Ф. Сан-Галли.

Настольные принадлежности для письменных столов поступили из Магазина бумажных и канцелярских принадлежностей Н. Евстифеева, поставщика двора его императорского высочества великого князя Павла Александровича.

Для проведения столь масштабных работ на Детской половине 4 июня 1913 г. императорская семья покидает Царское Село и возвращается в Александровский дворец только 19 декабря. В день приезда в резиденцию император запишет в своем дневнике: «19 декабря 1913 года. Четверг. В 6 ½ приехали в Царское Село. В новых комнатах Алексея наверху был молебен и помещения были окроплены»[23].


[1] Козлов А. В. Сильвио Данини. Материалы к творческой биографии. СПб., 2010. С. 42.

[2] Буксгевден С. Венценосная мученица. Жизнь и трагедия Александры Федоровны, императрицы всероссийской. М., 2006. С. 93.

[3] РГИА. Ф. 487. Оп. 5. Д. 1981. Л. 1, 4.

[4] Там же. Д. 1980. Л. 38, 48.

[5] ГМЗ «Царское Село». Фонд «Архитектурная графика». Инв. № ЕД–1723-XIII.

[6] Там же. Инв. № ЕД–1722-XIII.

[7] Яковлев В. И. Александровский дворец-музей в Детском Селе. Убранство (вместо каталога). 1928. С. б/н.

[8] Яковлев В. И. Указ. соч. С. 411.

[9] В августе 1896 г., во время посещения императорской четой Киево-Печерской Лавры, Николай II записал в дневнике: «конечно, самым интересным был Владимирский собор с его идеальными фресками Васнецова» (Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 164). Императрице, впервые тогда познакомившейся с творчеством  художника, «необычайно понравился его особый стиль – адаптация византийского искусства к современным вкусам, и позже она всегда была горячей поклонницей этого великого мастера», – вспоминала баронесса София Буксгевден (Буксгевден С. Указ. соч. С. 125). Впоследствии, в 1901 г., Васнецов был лично представлен государю.

[10] РГИА. Ф. 487. Оп. 5. Д. 1980. Л. 57.

[11] Яковлев В. И. Указ. соч. С. 409.

[12] РГИА. Ф. 487. Оп. 5. Д. 1980. Л. 26.

[13] Яковлев В. И. Указ. соч. С. 409.

[14] Там же. С. 405.

[15] Там же. С 405.

[16] ГМЗ «Царское Село». Фонд «Акварели». Инв. № ЕД-52-ХI.

[17] Там же. С 400.

[18] ГМЗ «Царское Село». Фонд «Женский костюм. Ткани». Инв. № ЕД-1596-II.

[19] РГИА. Ф. 487. Оп. 21. Д. 529. Л. 2.

[20] ГМЗ «Царское Село». Фонд «Архитектурная графика». ЕД-1305-XIII.

[21] РГИА. Ф. 487. Оп. 5. Д. 1980. Л. 50.

[22] РГИА. Ф. 487. Оп. 5. Д. 1980. Л. 41.

[23] Дневники императора Николая II. С. 439.

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта