RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И БЫТОВАНИЯ
ФАРФОРОВЫХ СЕРВИЗОВ ЦАРСКОГО СЕЛА

Автор: старший научный сотрудник,
хранитель коллекций фарфора и стекла Е.А. Еремеева

Царское Село на протяжении почти двух столетий было местом проведения важнейших государственных приемов, официальных обедов, балов и маскарадов. Летняя резиденция была также и любимым домом, где в уединении и покое проводили время представители императорской семьи. В ее сервизных кладовых хранилось большое количество парадных и «вседневных» сервизов, использовавшихся как на праздничных мероприятиях, так и во время повседневных трапез в узком кругу.

К сожалению, до наших дней сохранилось немного документальных источников, способных полностью воссоздать картину поступления и бытования сервизов в Царском Селе.

Все поступавшие в кладовые изделия фиксировались в реестрах с указанием наименования, количества и фамилии приходчика, принявшего предметы. В некоторых документах делались приписки, указывающие по какому случаю и для каких служащих должна была использоваться та или иная посуда.

Известно, что в царскосельские кладовые посуда привозилась из дворцов Петербурга и других летних резиденций, приобреталась в придворных магазинах и у купцов, поставлялась ведущими отечественными предприятиями.

Основным источником являлся Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), работавший исключительно для нужд Высочайшего Двора. Изготовление парадной и повседневной посуды составляло наибольшую часть продукции ИФЗ, живописная мастерская которого разделялась на отделение «вещей поднесения», куда входили вазы и декоративные предметы, а также отделение сервизных вещей.

Помимо работы над новыми моделями на заводе изготовлялись дополнения (доделки) для используемых в дворцовом обиходе старых сервизов XVIII–XIX вв., созданных на фабрике Ф. Я. Гарднера, ИФЗ, Мейсенской, Севрской фарфоровых мануфактурах и других заводах. Практика доделок позволяла иметь в арсенале сервизы разных времен и стилей.

В 1836 г. Николай I издал распоряжение о предоставлении реестров всех имеющихся в придворных кладовых фарфоровых, фаянсовых и хрустальных сервизов с целью их укомплектования на Императорских фарфоровом и стеклянном заводах на первоначально задуманное количество кувертов.

В числе сервизов, находившихся в царскосельских кладовых, значился «Собственный Решётчатый сервиз» – фарфоровый ансамбль с розовыми незабудками, созданный на Невской порцелиновой мануфактуре в 1756–1760-е гг. для личного пользования императрицы Елизаветы Петровны[1]. Надо сказать, что необходимость в доделках этого сервиза возникла еще в 1824 г. В своем рапорте камер-фурьер Бабкин указывал на то, что имеющихся в наличии предметов этого сервиза, используемого для ежедневного употребления на Высочайших столах, недостаточно, так как «…теперь Их Величества изволят кушать почти всегда в 2 персонах, то на больших блюдах подавать неприлично и невозможно. И подают по необходимости на вышеозначенных 4-го сорта двух блюдах, складывая беспрестанно кушанье подаванное, и вымивши, наряжают другое. И случается часто, что Их Величества обедают порознь и в одно время, и тогда уже блюды переменять не успевают и подают одному на блюде, а другому на тарелках»[2]. В том же году просьба служителя была исполнена: на заводе были доделаны четыре блюда круглых 4-го сорта, четыре овальных 4-го сорта и четыре салатника (кроншала)[3].

В 1836 г. в качестве образцов «Собственного Решётчатого сервиза» из царскосельских кладовых были предоставлены две тарелки – мелкая и глубокая. К 1839 г. сервиз был дополнен на 60 персон для собственного стола императора. Сегодня в собрании ГМЗ «Царское Село» представлены только доделки николаевского времени.

Еще одним, упомянутым в деле об укомплектовании сервизов, столовым ансамблем стал «Саксонский сервиз с позолотою и цветами», именуемый сегодня сервизом с «индианскими цветами»[4]. Все предметы комплекта, исполненные на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в XVIII в., украшены изображением цветов, выполненных в красно-синей гамме, дополненной позолотой. Название вида росписи «индианские цветы», использованного в декоре предметов сервиза, происходит от европейских Ост-Индских компаний, торговавших с Востоком.

Первые упоминания об этом ансамбле, вероятно поступившим из Зимнего дворца, встречаются в рапорте 1823 г. приходчика Кузнецова о состоянии и наличии посуды в царскосельских кладовых[5].

В 1836 г. находящийся «без употребления» саксонский сервиз решили дополнить на 40 кувертов и переместить в здание Арсенала «для употребления в случае надобности»[6]. Сегодня этот ансамбль, включающий изделия как немецкого, так и отечественного производства, экспонируется в Белой Парадной столовой.

Значительного пополнения потребовал еще один столовый парадный комплект посуды – Корбиевский сервиз, приобретенный для Высочайшего Двора в магазине французского владельца Жерома Корбьё[7], что и обусловило его название.

Из архивного документа нам известно, что в 1823 г., после празднования Дня рождения вел. кн. Александры Федоровны в Павловске, сервиз был отправлен в сервизные кладовые Царского Села для «употребления при Высочайших столах». К документу прилагается список предметов[8].

В 1838 г. сервиз было решено укомплектовать выпущенными на ИФЗ предметами примерно на 150 кувертов[9]. В архивном источнике приводится таблица с информацией о составе и количестве предметов ансамбля, имевшихся в наличии не только на 1838, но и на 1830 г. Анализ наименований и количества предметов показывает, что в течение 15 лет (с 1823 по 1838 г.) состав сервиза практически не менялся.

В 1842 г. в дополнение к столовой части на заводе была изготовлена чайная (кофейная), состоящая из «чашек стаканчиками» и блюдец[10]. Видимо, в это же время были исполнены и пирожковые тарелки.

Сегодня в собрании музея представлены бутылочные передачи, соусники, салатники, масленки с крышками, солонки, блюда овальные различной величины, блюда круглые, тарелки четырех видов, чайные пары. Терины с крышками, соусники (кроншалы) с крышками четырехугольные, соусники с крышками на поддонах и компотники до наших дней не дошли. Надо сказать, что сервиз активно пополнялся вплоть до начала ХХ века. С конца 1840-х до 1870-х гг. доделки для сервиза производились на петербургском заводе братьев Корниловых[11].

История создания первоначального состава ансамбля до сих пор не выяснена. «Магазин Корбьё», в котором был приобретен сервиз, находился на Невском проспекте у Полицейского моста и торговал помимо фарфора изделиями из бронзы, камня, а также часами, аксессуарами и предметами одежды. Некоторые исследователи считают, что парадный фарфоровый ансамбль был исполнен на французском заводе[12], но «как отмечали многие современники, далеко не все товары, продававшиеся в модных магазинах на Невском проспекте, были иностранного происхождения»[13].

Предметы Корбиевского сервиза обладают довольно простыми, обтекаемыми формами, украшенными золочеными скульптурными элементами: овоидные бутылочные передачи имеют ручки в виде рельефных пальметт у основания, переходящих в завитки, ножка солонок решена в виде двух головок дельфинов, лежащих на овальных плинтах, ладьевидные соусники снабжены изогнутой гладкой ручкой.

В живописном декоре всех предметов ансамбля использованы виноградные листья, грозди и золотые побеги, а также неповторяющиеся ни на одном предмете цветочные композиции, заключенные в круглые медальоны. Пестрота и яркость этих неувядающих цветов и трав в дополнении с обильной позолотой вызывают ассоциации с жостовской росписью – старинным русским народным промыслом, что отчасти может подтвердить его русское происхождение.

Корбиевский сервиз можно считать самым любимым и «долгоиграющим», так как прослужить в Царском Селе ему довелось почти сто лет. В довоенное время он украшал столы павильона Эрмитаж[14], как бы «уводя» посетителей в эпоху Николая I, при котором здесь проводились последние приемы. Сегодня, как и прежде, этот парадный ансамбль представлен на большом и малом столах этого летнего паркового сооружения.

Для повседневных трапез в 1840 г. на ИФЗ был изготовлен сервиз «с гербом, голубой полосой и золотым узким рантом» или «Царскосельского дворца с гербами, золотою и синей полоскою» на 300 персон, для которого в 1838 г. было поручено изобрести новый рисунок и сделать по нему одну тарелку. Вещи должны были «быть лучшей доброты, но не простого вида и не слишком однако богато украшены»[15].

Как известно, первый вседневный сервиз, исполненный на ИФЗ в 1780–1796 гг., предназначался для трапез в Зимнем дворце. Он имеет простые формы и декорирован росписью в виде свободно размещенных по поверхности букетов цветов с включением крупных роз. В 1838 г. по распоряжению министра императорского Двора князя П. М. Волконского вседневный сервиз «с розанами» было решено заменить новым – с золотым бортом и изображением Российского государственного герба. Подобные строгие и официальные сервизы были заказаны и для других царских резиденций.

Отличительной чертой царскосельского повседневного сервиза является тонкая синяя полоса, дополненная золотым кантом. В нашем собрании этот ансамбль представлен чайной парой и мелкими тарелками. Исходя их документа 1881 г., сервиз использовался «во время больших фриштиков (завтраков) и обедов, ежедневно для Собственных столов Высочайших особ, равно по комнатам разных особ»[16]. Доделки к сервизу изготавливались вплоть до начала ХХ века.

Начиная со второй четверти XIX столетия на ИФЗ создавались сервизы, оформленные в стиле интерьеров, для которых они были предназначены. Царское Село не было исключением. Для небольшой усадьбы – детской Фермочки дочери Александра II вел. кн. Марии Александровны, устроенной в Александровском парке, на острове возле Концертного зала, и выполненной в русском стиле, был создан сервиз по эскизу И. А. Монигетти (1819–1878)[17]. Он был рассчитан на 18 кувертов и состоял из большого количества разнообразных предметов, из которых после Великой Отечественной войны в собрании музея сохранились лишь две тарелки. Декор изделий состоит из широкого бордюра со стилизованным вьющимся стеблем с розовыми колокольчиками и синими трилистниками, а также медальона с синим вензелем вел. кн. МА, исполненного старославянской вязью. Детский фарфоровый ансамбль, изготовленный в начале 1860-х гг., можно считать одной из первых работ архитектора в области проектирования посудных форм.

Заказанный в 1883 г. Рафаэлевский сервиз, поражавший современников живописным декором с орнаментальными и аллегорическими композициями по мотивам росписей Лоджий Рафаэля, также предназначался для царскосельской резиденции[18]. Разработка проекта велась под руководством заведующего живописной мастерской завода Л. Л. Шауфельбергера (1839–1894). Части ансамбля, выполнявшегося в течение двадцати лет, ежегодно выступали в качестве подарков императорам на Рождество. В 1903 г. рассчитанный на 50 персон комплект был сдан в сервизные кладовые. В 1904 г. по распоряжению вдовствующей императрицы Марии Федоровны передан в Аничков дворец. К сожалению, ни один предмет из этого уникального ансамбля в собрании нашего музея не представлен.

  

В 1903 г. Комитет Общества взаимного вспомоществования художников по поручению завода объявил конкурс на создание проекта парадного сервиза для Большого Царскосельского дворца в «растреллиевском стиле»[19]. По результатам конкурса были одобрены рисунки А. Ф. Максимова и В. С. Степанова. Однако окончательный проект был создан Э. Я. Кремером (1863–после 1908), возглавлявшим живописную мастерскую императорской мануфактуры.

Парадный комплект, включивший 1690 предметов, состоял из тарелок пяти видов: глубоких, мелких, десертных, закусочных и пирожковых, а также чайных пар. В росписи предметов принимал участие художник Я. Горяев[20]. К 1907 г. сервиз был изготовлен. В 1908 г. была добавлена новая форма – салатники, исполненные по эскизу П. И. Красновского (1871–?). Для транспортировки и хранения сервиза было сконструировано 28 деревянных ящиков.

Предметы этого ансамбля, получившего название Пурпуровый, благодаря изящному декору в виде играющих путти и пейзажных композиций, выполненных пурпурной краской с позолотой, как нельзя лучше сочетались с золоченой резьбой залов Парадной анфилады дворца.

 

Пурпуровый сервиз стал последним крупным ансамблем, созданным на императорской мануфактуре. Его предметы украшали столы в Большом зале Большого Царскосельского дворца по случаю 200-летия Дома Романовых[21], а также на свадьбе вел. кн. Марии Павловны младшей[22].

В собрании музея представлено четыре вида тарелок, чайные пары, салатник и пять деревянных ящиков – всего около 300 предметов.

Годы революций, Гражданской войны и последующие события печально отразились на судьбе коллекции фарфора. Большое количество предметов сервизов было распродано, уничтожено или вывезено из страны. После Великой Отечественной войны часть спасенных экспонатов, оказавшаяся в Центральном хранилище в Павловске, были возвращены в родные стены. Но многие предметы до сих пор рассеянны по частным и музейным собраниям. Музей-заповедник «Царское Село» ведет активную работу по восполнению утраченных экспонатов и приобретению предметов, аналогичных тем, которые некогда бытовали в летней парадной резиденции.


[1] Реестр сервизу Собственному: чаш суповых с крышками – 3, продолговатых без крышек – 7, теринов 2-го сорта с крышками – 7, салатников или кроншалов – 4, блюд круглых разных сортов – 11, долгих разных сортов – 11, тарелок глубоких – 54, плоских – 140, корзин – 4, корзиночек или чашек для соли – 2, горчичников с крышками – 4, к ним ложек – 6, ложек для чаю, кофе и конфектов – 24, череньев: ножевых – 24, вилочных – 24, тарелок с птицами – 29 (РГИА. Ф. 469. Оп. 14. 1838–1839. Д. 200. Л. 36).

[2] РГИА. Ф. 469. Оп. 9. Ч.4. 1824. Д. 1372. Л. 27 об.

[3] Там же. Л. 48.

[4] Там же. Оп. 14. 1838–1839. Д. 200. Л. 84 об.

[5] «Саксонский сервиз цветной с золотом в оном: теринов круглых с крышками – 4, круглых без ручек с крышками – 4, плоскодонных ручки змеями – 4, кроншалов больших с вырезными краями – 8, соусников без поддонов с двумя ручками – 2, блюд круглых разной величины – 35, солонок овальных – 2, тарелок – 66, черенков для ножей и вилок – 44». (РГИА. Ф. 469. Оп. 9. Ч. 4. 1823. Д. 1351. Л. 2).

[6] РГИА. Ф. 487. Оп. 8. 1836. Д. 6108. Л. 36.

[7] Более подробно о «Магазине Корбьё» и его владельцах в ст.: Баженова О. К. Малахитовый туалет. К вопросу об атрибуции. // Павловск. Парк. Дворец. Музей. Ежегодник. № 5. 2011–2012. С. 46–49.

[8] Реестр Корбиевского сервиза: теринов с крышками продолговатых – 4, соусников или кроншалов с крышками: четырёхугольных – 6, соусников с крышками продолговатых на поддонах – 8, блюд продолговатых больших (в том числе два с решётками) – 4, средних (в том числе одно с решёткой) – 3, разной величины овальных – 71, круглых – 39, компотников – 8, салатников – 10, тарелок глубоких – 9 дюжин 11, плоских – 49 дюжин 10, десертных – 8 дюжин, маслениц – 6, передач бутылочных – 48, солонок – 49. (РГИА. Ф. 469. Оп. 9.Ч. 4. 1823. Д. 1360. Л. 1–5).

[9] РГИА. Ф. 469. Оп. 14. 1838–1839. Д. 200. Л. 11.

Ведомость Корбиевскому сервизу:

 

Принято от приходчика Гагина в 1830 г.

К тому поступило в приход

Итого

Из оного в расход

Состоит по кладовым на лицо

Потребно в добавок полагая примерно на 150 персон

Корбиевский сервиз рисованный виноградом под золотом

 

 

 

 

 

 

теринов продолговатых с крышками

 

 

4

 

 

4

 

 

4

 

 

4

 

 

4

 

соусников или кроншалов четырёхугольных

 

 

5

 

 

5

 

 

5

 

 

5

 

 

5

 

к ним крышек

6

6

6

6

6

 

соусников продолговатых с крышками и поддонками

 

 

 

8

 

 

 

8

 

 

 

8

 

 

 

8

 

 

 

8

 

блюд

долгих 1-го сорта

 

4

 

4

 

4

 

4

 

4

 

11

2-го сорта

6

6

6

6

6

9

3-го сорта

18

18

18

1

17

13

4-го сорта

30

30

30

30

30

30

5-го сорта

7

7

7

7

7

7

6-го сорта

8

8

8

8

8

8

Блюд глубоких 5-го сорта

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

2

6-го сорта

2

2

2

2

2

2

в том числе с решётками

2

2

2

2

2

 

круглых 3-го сорта

15

2

17

17

17

58

4-го сорта

22

1

23

1

22

22

салатников

10

10

10

1

9

11

компотников

8

8

8

8

8

8

тарелок

глубоких

 

11 дюжин

 

10 дюжин

 

10 дюжин

 

2

 

 

25

плоских

49 дюжин

49 дюжин

49 дюжин

6

48 дюжин

32

десертных

40

40

40

1

39

11

передач бутылочных

 

40

 

40

 

40

 

1

 

39

 

11

Маслениц с крышками

 

6

 

6

 

6

 

6

 

6

 

6

солонок

49

49

49

2

47

13

[10] РГИА. Ф. 469. Оп. 9. Ч. 4. Д. 1695. 1842. Л. 16.

[11] Носович Т. Н., Попова И. П. Государственный фарфоровый завод. Санкт-Петербург – Москва. 2005. С. 47.

[12] Там же.

[13] Баженова О. К. С. 48.

[14] Иконников А. И., Якоби Е. Н. Детскосельский Эрмитаж. Путеводитель. Москва – Ленинград, 1931. С. 20.

[15] РГИА. Ф. 469. Оп. 14. 1838–1839. Д. 200. Л. 61.

[16] Там же. Оп. 9. Ч. 4. 1881. Д. 2552. Л. 7.

[17] Григорович Н. С. Сервиз павильона «Фермочка». // Александр II и Царское Село. Каталог выставки. СПб., 2000. С. 128–129.

[18] Поднесение к Рождеству. Государственный Эрмитаж. Каталог выставки. СПб., 2002. С. 9.

[19] Григорович Н. С. Пурпуровый сервиз Царского Села. // Носович Т. Н., Попова И. П. Государственный фарфоровый завод. 1904–1944. Санкт-Петербург – Москва. 2005. С. 57–58.

[20] РГИА. Ф. 503. Оп. 1 (507/2244). 1904. Д. 24. Л. 75.

[21] Бардовская Л. В. Царское Село. Летняя императорская резиденция. СПб., 2005. С. 184.

[22] РГИА. Ф. 476. Оп. 1. 1908. Д. 790. Л. 26.

 

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта