RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

СОХРАНЁННЫЙ, УТРАЧЕННЫЙ И ВОССОЗДАННЫЙ МИР ВОСТОКА

в текстильном убранстве Екатерининского дворца и Китайского театра

Автор: Е.А. Поцелуева, научный сотрудник,
хранитель коллекции «Женский костюм. Ткани»

В истории текстильного убранства царскосельских интерьеров тема Востока была актуальна всегда. Наиболее ярко дальневосточные влияния прослеживаются в убранстве интерьеров Екатерининского дворца и Китайского театра.

Коллекция ГМЗ «Царское Село» располагает различными по времени изготовления, технике и назначению текстильные образцы в стиле «шинуазри»: ткани для обивки мебели и стен, портьеры на окна и декоративные панно. Все это – лишь небольшая часть некогда разрозненного собрания, которую удалось спасти в эвакуации; основной массив предметов был утрачен в годы Великой Отечественной войны.

Традиция оформления парадных апартаментов шелковыми тканями в России складывается к началу XVIII в. Рубеж XVII–XVIII вв. стал периодом, когда главным ориентиром в развитии русского прикладного искусства становится Западная Европа. С конца XVII в. использование расписного китайского шелка и расписных бумажных обоев в убранстве европейских дворцов было распространено и популярно[1]. Наиболее вероятными центрами их производства были Кантон и Макао, крупнейшие центры экспортного производства товаров, доставлявшихся в Европу Ост-Индийской компанией. В России помимо европейского источника были хорошо налажены и собственные торговые и дипломатические связи с Китаем[2].

В первой четверти XVIII в. китайскими расписными обоями декорировались интерьеры таких петербургских дворцов как Екатерингофский и Меншиковский[3]. В Большом Царскосельском дворце китайские шелка украшали комнаты личной половины Елизаветы Петровны – Гостиную и Опочивальню.

В России, как и в Европе, китайские расписные обои использовали для оформления апартаментов женской половины. По мнению Ж. Сандерс, эта тенденция связана с тем, что экзотическая необычность и «не нашесть» китайского искусства «глазу европейца» представлялась чем-то инфернальным и иррациональным, а потому, несущем женское начало[4].

В начале XIX в., когда в бывших комнатах Елизаветы Петровны разместилась половина Александра Павловича, гостиная получает новое название – Китайская гостиная Александра I.

О характере росписи на шелке в апартаментах Елизаветы Петровны судить сложно. Однако, если учесть тот факт, что пострадавший после пожара (1820) шелк на стенах Китайской гостиной, по распоряжению Александра I заменяется новым, выполненном по старому образцу в Китае[5], то можно предположить, что это был распространенный тип экспортных расписных обоев «цветы и птицы».

Расписной китайский шелк присутствует на стенах Опочивальни и Гостиной Александра I вплоть до оккупации г. Пушкина в годы Великой Отечественной войны. Согласно архивным записям, в 1825 г. стены Опочивальни «обиты китайским расписным гарнитуром»[6], стены Кабинета «обиты китайской материей», а в Гостиной «стены обиты живописным китайским гарнитуром»[7]. В 1852 г. стены Гостиной и Опочивальни «обиты живописным китайским гродетуром»[8]. На акварели Л. Премацци (1855), изображающей Опочивальню Александра I, вошедшей в состав так называемых Памятных комнат императора, можно рассмотреть рисунок ткани на стенах.

В отличие от росписи Гостиной, где на шелке изображены деревья и птицы[9], здесь представлены жанровые сцены на фоне пейзажа. В Описи имущества Опочивальни 1917 г. читаем: «…обивка стен из китайской материи, по тонкому белому фону разрисованной акварелью, изображены разнообразнейшие сцены из манжурской жизни: мужчины, женщины, дети заняты печением и разноской хлеба, молотьбой, уженьем рыбы, стиркой белья; катаются на лодках и верхом; внутри домов обедают; продают материи и т. д. Все это на фоне китайского пейзажа: реки, мостики, пагоды, цветущие зеленые берега, вверху горы»[10].

Во второй половине XVIII в. вводятся ограничения на поставку китайского шелка с целью поддержки отечественного производителя; исключение делается лишь в пользу расписных тканей на обвивку мебели и стен[11]. В это время расписным китайским шелком затягивают стены Коронной и Диванной комнат Большого Петергофского дворца, Малого Китайского кабинета Китайского дворца.

В Большом Царскосельском дворце на месте Висячего сада появляется новый комплекс апартаментов – личные покои цесаревича Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Здесь также находится место для комнат в «китайском вкусе».

Шелковые обои Китайской Голубой гостиной представляют другой тип традиционных экспортных расписных тканей, а именно – с жанровыми сценами. Роспись на ткани предлагает взору классический китайский пейзаж с его, так называемой лягушачьей перспективой, фигурками китайцев, мостиками, пагодами, традиционными китайскими горками, диктующими композиционному строю рапорта ткани диагональное направление, приближающее нас к пониманию того, что же представляет собой «загадочный мир Востока». Заметим, что европейские ткани периода барокко и классицизма всегда симметричны, фронтальны. Декор этих тканей – всегда набор элементов, нанизанных на одну ось; рисунок развивается вертикально по линии утка (вдоль кромок). Дальневосточной традиции, напротив, характерна многослойность и непредсказуемая на европейский взгляд динамика.

Согласно описи 1852 г. стены и мебель Китайской Голубой гостиной были обиты китайским расписным шелком: «…стены обиты китайскими голубыми гродетуровыми обоями», мебель обита «китайским живописным гродетуром»[12]. В описи 1861 г. есть пометка о замене ткани на стенах: «Обивка на стенах шелковой голубой Китайской материи с живописью» и далее примечание: «…за ветхостью проданы с публичного торга»[13]. Согласно описи 1884 г. расписной китайский шелк присутствует только на стенах и на лицевой стороне каминного экрана, занавеси на окнах были из голубой шелковой материи, мебель обтянута голубым гроденаплем [вид плотной шелковой ткани. – Е. П.][14]. Опись 1918 г. дает пояснение и сюжетной составляющей живописного изображения: «Обивка стен – из старинного китайского шелка (сцены охоты)»[15].

Комната, ведущая на хоры (рядом с Китайской Голубой гостиной) также была обита китайским расписным шелком вплоть до 1894 г., когда стены и мебель были переобиты тканью «с павлинами и лебедями» русской работы, изготовленной на фабрике братьев Сапожниковых[16]. На стенах цвет шелка был белый, на мебели – голубой: «…обивка на стенах из шелковой китайской материи по белому фону с живописью цветов»[17], мебель (диван и кресла) обиты «шелковою Китайскою материей, по голубому фону с разными изображениями»[18].

Интерес к китайскому расписному шелку не пропадает и в первой половине XIX в., когда восточные мотивы уже не так сильно привлекают внимание архитекторов и декораторов. В новом комплексе личных апартаментов вдовствующей императрицы Марии Федоровны (Малая анфилада Старого Царскосельского дворца) стены Опочивальни также затягивают «китайской материей по серому фону с цветами и птицами»[19].

В середине XIX в. «стены обиты живописным китайским зеленым гродетуром»[20]. Узор этой ткани можно рассмотреть на сохранившемся автохроме 1917 г. с изображением этого интерьера; в архивной описи того же года шелк описывается так: «…обивка на стенах из старой китайской материи: по тонкому шелку сурового цвета акварельный рисунок: закругленные стебли с листьями и цветами розовых, синих и лиловых пионов… фазаны, пестрые попугайчики и бабочки»[21].

Таким образом, среди бытовавшего в интерьерах Большого Царскосельского дворца расписного шелка можно выделить несколько типов росписи. Наиболее ранний по времени рисунок обоев «деревья и птицы» можно видеть в Китайской Гостиной Александра I, поскольку необходимым условием изготовления новой ткани, в замен утраченной при пожаре, было следование старому образцу[22].

Следующий тип росписи с жанровыми сценами был представлен на стенах Опочивальни Александра I, Китайской Голубой гостиной и, вероятно, Предхорной. Все эти росписи одной группы весьма однородны. Их рисунок похож. Более того, отдельные жанровые сцены, с небольшими вариациями, можно видеть на полотнищах из разных интерьеров[23].

  

Основным различием является цвет шелка, на который нанесена роспись. Чаще всего использовался белый, ярко-желтый и голубой шелк.

До начала Великой Отечественной войны расписной китайский шелк в интерьерах Китайского театра был представлен двумя группами предметов. Первая состояла из шести панно, украшавших стены Голубой гостиной. Также как и стены Китайской Голубой гостиной и Опочивальни Александра I панно представляют собой характерные для последней четверти XVIII в. расписные ткани с изображениями жанровых сцен на фоне пейзажа: охота, рыбная ловля на фоне деревьев, цветов и обязательно с вершинами гор в верхнем ярусе. Но в данном случае цвет шелка был ярко-оранжевый[24].

  

Императорская ложа театра была тоже украшена драпировкой из китайского расписного шелка.

В инвентаре ложа именуется Министерской, а драпировка описана следующим образом: «Ярко-оранжевого китайского шелка, работы XIX века, живописью в две полы, каждая из четырех полотнищ вверху и трех внизу; на левой поле изображены скалы, домики, павильоны и сцены охоты среди деревьев с крупными розовыми и лиловыми цветами (вверху охота на лань); на правой поле: сцены из китайской жизни (вверху изображена китаянка на лошади на фоне дома с фигурными стеклами в окнах; внизу китайцы в широкополых шляпах с корзинами виде высоких ваз и прочего); подкладка однотонного оранжевого шелка; между подкладкой и верхом проложена бумазея; по одному краю и по низу каждой полы; пришита желтая шелковая бахрома; к драпировке два шелковых шнура в тон»[25]. Как выглядела эта драпировка, можно судить по сохранившимся довоенным фотографиям, отчетливо передающим рисунок ткани.

Еще девять подобных панно желтого цвета с акварельной росписью в китайском духе (Инв. № ЕД-1741-II; ЕД-1743-II; ЕД-1744-II; ЕД-1745-II; ЕД-1746-II; ЕД-1747-II; ЕД-1748-II; ЕД-1749-II; ЕД-1760-II) до Великой Отечественной войны находились в фондах музея («Мягкие кладовые», 3-я комната)[26].

Таким образом, китайский расписной шелк многообразно представлен в ГМЗ «Царское Село». На всем протяжении существования памятника его большом количестве заказывали в Китае. В пользу того, что шелк из Царского Села расписывали именно в Китае, а не в Европе, свидетельствует характер росписи. Так, Сандерс отмечает свойственную китайским росписям чрезвычайную «анатомическую» точность в изображении флоры и фауны, тогда как европейским мастерам в росписях «шинуазри» такого эффекта достичь не удавалось[27].

В своем исследовании автор говорит о бумажных обоях, однако характер росписи на шелке конца XVIII – начала XIX в. из Екатерининского дворца и на бумажных из собрания Музея Виктории и Альберта имеют несомненное сходство в изображения птиц, животных, деревьев и архитектурных элементов[28].

Кроме того, образцы шелковых тканей с китайской росписью акварельными красками и похожим рисунком есть в собрании Государственного Эрмитажа[29].

Другая группа предметов, также находившихся до войны в фондах музея («Мягкие кладовые», 2-я комната) интересна с точки зрения их использования. Это восемь панно, четыре из которых украшены аппликацией из бумаги и шелка с изображением жанровых сцен и сцен охоты на фоне горного пейзажа[30].

Основой четырех больших полотнищ является кисея, материал, «работающий» на просвет. Два из них оформлены как ширмы, которые «априори» подвижны.

Кроме того, каждое из панно имеет веревочки-петли по верхнему краю, вероятнее всего, для того, чтобы их можно было подвесить. Судя по размерам и характеру оформления эти панно можно скомпоновать в две парные группы: два панно с синей атласной окантовкой и два панно с окантовкой коричневого цвета; четыре горизонтальные полотнища меньшего размера могут идти в пандан к каждому из четырех вертикальных. Таким образом, формируются четыре самостоятельные «Т-образные» передвижные кулисы. Можно предположить, что эти кулисы использовались как декорации в постановках пьес на восточную тематику.

Интерес к восточному искусству был искренним, и все же в достаточной мере опосредованным. Он воспринимался сквозь призму европейской традиции. Эта концепция ясно читается в сравнении текстильного убранства оконных проемов Китайского зала Большого Царскосельского дворца и Малинового зала Китайского театра[31].

Сохранившиеся портьеры Китайского зала представляют собой характерные для середины XIX в. «распашные» шторы, состоящие из двух полотнищ на всю высоту окна (доходящие до пола), каждая из которых прибрана подхватами примерно на уровне 2/3 своей длины[32]. Цвет полотнищ у штор разный – одно малинового атласа, другое белого, расшиты цветными шелковыми нитями. Ламбрекены (нижних и верхних окон) в виде треугольников с кисточками, прекрасно передававшие восточный колорит, не сохранились.

В описи дворцового имущества за 1825 г. они описываются следующим образом: «…у девяти нижних окошек завесов распашных китайской материи, вышитых шелками, подбитых шелковой тафтою с декорациями китайской брокатели[33], обшитыми шелковою голубою бахромою с кистями <…> у десяти верхних окошек декораций китайских брокателевых, обшитых шелковою бахромою с кистями»[34], а в описи за 1852 читаем: «…у девяти нижних окон занавесей распашных китайской материи вышитых шелками, подбитых белой тафтой и китайской бахромой и кистями <…> у десяти верхних окон занавесей китайской материи с бахромой и кистями»[35]. Портьеры можно видеть на акварели Л. Премацци 1854 г., тогда как на акварели того же интерьера, выполненной Э. Гау в 1850 г., изображены портьеры голубого цвета с ламбрекенами другой формы. Следовательно, хранящиеся в музейной коллекции занавеси на окна, были изготовлены после 1850 г., но до 1854 г.

Шторы из Малинового зала Китайского театра, напротив, могут послужить примером интерпретации китайской темы, воспринятой сквозь призму европейской традиции. Портьеры русской работы представляют собой три комплекта занавесей на окна, каждый из которых состоит из двух пол и двух ламбрекенов соответственно. Ткань малинового цвета, предположительно выполненная на фабрике братьев Сапожниковых, имеет вполне европейский рисунок с букетами цветов. О «китайщине» напоминает лишь замысловатая форма двухслойных ламбрекенов малинового и желтого шелка с геометрическим орнаментом.

Влияние дальневосточных традиций на развитие текстильного искусства Европы и России очевидно. На всем протяжении XVIII и XIX вв. подлинный расписной китайский шелк не только активно использовался как декоративное средство оформления царскосельских интерьеров, но и бережно хранился в кладовых. В оформлении оконных проемов использовались как подлинные китайские шелка, так и русские вариации на китайскую тему.

Благодаря изучению сохраненного наследия и стараниям реставраторов в Екатерининском дворце были воссозданы два интерьера Парадной анфилады и подготовлены материалы для воссоздания тканого убранства Китайского театра.


[1] См.: Saunders, G. Wallpaper in Interior Decoration. London, V&A Publication, 2014. P. 63.

[2] См.: Меньшикова М. Л. Шелковые ткани // Китайское экспортное искусство из собрания Эрмитажа. Конец XVI – XIX век. СПб., 2003. С. 162.

[3] См.: Рудова (Пчелина) М. Л. Китайские обои первой четверти XVIII в. // Китайское экспортное искусство из собрания Эрмитажа. Конец XVI – XIX век. СПб., 2003. С. 174.

[4] См.: Saunders, G. Wallpaper in Interior Decoration. P. 65.

[5] См.: Григорович Н. С. Царскосельское шинуазри // Царское Село – «любимец двух столетий». Каталог выставки. СПб., 2004. С. 63.

[6] ГМЗ «Царское Село». Музейная коллекция «Рукописные материалы». Опись имущества, находящемуся в Екатерининском дворце в бель-этаже. 1825. Инв. № ЕД-124-XV. Л. 9.

[7] Там же. Л. 12, 12 об.

[8] ГМЗ «Царское Село». Музейная коллекция «Рукописные материалы». Опись имуществу, имеющемуся в правом флигеле Екатерининского дворца в бель-этаже и в 3 этаже I, II, III, IV, V апартаментов. 1852. Инв. № ЕД-125-XV. Л. 92, 101.

[9] В Гостиной «обивка мебели из старинной китайской материи; по тонкому серовато-белому шелку ручной акварелью и тушью рисунок, изображающий идущие снизу до верху изогнутые стволы деревьев со всевозможными листьями и разнообразнейшими цветами: хризантемы, вишневый и яблочный цвет, пионы, нарциссы, гвоздики и прочее, на стволах и ветках сидят фазанчики, попугаи и другие птицы; среди цветов летают птицы и бабочки; рисунок деревьев не повторяется: каждое отлично от других» (ГМЗ «Царское Село». Музейная коллекция «Рукописные материалы». Опись № 3 Апартамента Александра I. 1917. Инв. № ЕД-9-XV. Л. 258).

[10] Там же. Опись № 3 Апартамента Александра I. 1917. Инв. № ЕД-9-XV. Л. 132.

[11] См.: Меньшикова М. Л. Шелковые ткани... С. 163.

[12] ГМЗ «Царское Село». Музейная коллекция «Рукописные материалы». Опись имуществу, имеющемуся в правом флигеле Екатерининского дворца в бель-этаже и в 3 этаже I, II, III, IV, V апартаментов. 1852. Инв. № ЕД-125-XV. Л. 51–52 об.

[13] Там же. Комнатная опись по китайскому Голубому кабинету на надворную сторону первого апартамента половины Императрицы Елизаветы Алексеевны // Опись казенному имуществу по Камерцалтмейстерской части находящемуся в Старом дворце. Первый апартамент, половина Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны в бель-этаже. 1861. Инв. № ЕД-15-XV. Л. 61.

[14] Там же. Опись казенному имуществу по Камерцалтмейстерской части находящемуся в Старом дворце. Первый апартамент, половина Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны в бель-этаже. 1884. Инв. № ЕД-14-XV. С. 57, 59.

[15] Там же. Опись апартамента Елизаветы Алексеевны, бель-этаж. 1918. Инв. № ЕД-6-XV. С. 68.

[16] В описи 1884 г. после записи «обивка на стенах из шелковой китайской материи по белому фону с живописью цветов» есть примечание: «…за ветхостью исключены и записаны на приход в материальную книгу старых вещей под № 5, статьею 14, за 1894». ГМЗ «Царское Село». Музейная коллекция «Рукописные материалы». Опись казенному имуществу по Камерцалтмейстерской части находящемуся в Старом дворце. Первый апартамент, половина Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны в бель-этаже. 1884. Инв. № ЕД-14-XV. С. 51 об., 52.Фабрика братьев А. и В. Сапожниковых была основана в 1837 году, отцом Александра и Владимира, Григорием Григорьевичем Сапожниковым в Москве в селе Куракино, Мытищинской волости; с 1870 года предприятием управляют братья.

[17] ГМЗ «Царское Село». Музейная коллекция «Рукописные материалы». Опись казенному имуществу по Камерцалтмейстерской части находящемуся в Старом дворце. Первый апартамент, половина Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны в бель-этаже. 1861. Инв. № ЕД-15-XV. Л. 60.

[18] Там же. С. 59.

[19] Там же. Опись имущества, находящемуся в Екатерининском дворце в бель-этаже на половине Императрицы Марии Федоровны. 1861. Инв. № ЕД-18-XV. С. 38.

[20] Там же. Опись имуществу, имеющемуся в правом флигеле Екатерининского дворца в бель-этаж и в 3 этаже I, II, III, IV, V апартаментов. 1852. Инв. № ЕД-125-XV. Л.128. Шелк был утрачен во время Великой Отечественной войны.

[21] Там же. Опись имущества, находящемуся в Екатерининском дворце в бель-этаже на половине Императрицы Марии Федоровны. III апартамент 1917. Инв. № ЕД-19-XV. Л. 216.

[22] Китайский шелк из комнат личных апартаментов Александра I и Елизаветы Алексеевны также был снят со стен и вывезен оккупантами во время войны. В 1990 г. стены Гостиной Александра I, как и в других интерьерах Парадной анфилады дворца, были затянуты белым штофом. В 2011 г. исторический облик интерьера Гостиной был воссоздан. Шелк был заказан в Китае и расписан в Москве художницей М. Чернышевой. В качестве аналога были использованы довоенные фотографии и сохранившийся на мебели и оконных портьерах расписной шелк.

[23] Интерьер Китайской Голубой гостиной был воссоздан после войны, а стены зала затянуты вновь изготовленным шелком, расписанным в начале 1960-х гг. художником-реставратором Р. Д. Слепушкиной. Основой для его воссоздания послужил обрывок подлинного шелка, найденный за рамой каминного зеркала, довоенные фотографии интерьера и аналогичные по характеру росписи на сохраненных в эвакуации расписанных акварелью шелковых полотнах обивочной ткани.

[24] В Инвентарной книге 1940 г. они записаны следующим образом: 1. Китайской работы, оранжевого цвета с росписью в три яруса; 1) в верхнем пейзаж (домики и деревья, 2) в центре – сценка с садике, 3) внизу группа китайцев у лодки; по борту кайма тонким орнаментом из цветов (Инв. № ЕД-1751-II, размеры: 176,0 × 74,0) 2. Китайской работы, оранжевого цвета с росписью в три яруса; 1) в верхнем пейзаж (домики и деревья), 2) в центре – сценка с садике, 3) внизу группа китайцев у лодки; по борту кайма тонким орнаментом из цветов (Инв. № ЕД-1752-II, размеры: 179,0 × 74,0) 3. Китайской работы, оранжевого цвета с росписью в три яруса; 1) в верхнем пейзаж (домики и деревья), 2) в центре – сценка с садике, 3) внизу группа китайцев у лодки; по борту кайма тонким орнаментом из цветов (Инв. № ЕД-1753-II, размеры: 179,0 × 74,0). 4. Китайской работы, оранжевого цвета с росписью в четыре яруса; 1) в верхнем пейзаж со скалами, 2) во втором – охотники, идущие с добычей и два китайца, стоящие в беседке справа, 3) в третьем – жанровые сцены из китайской жизни – справа два китайца и собака, лающая на прохожего, несущего корзинку и обезьянку, 4) в нижнем два китайца среди скал, на первом плане перевозчик в лодке (Инв. № ЕД-1754-II, размеры: 321,5 × 74,0). 5. Китайской работы, оранжевого цвета с росписью в четыре яруса – четыре сценки из китайской жизни, в третьем ярусе, сверху – три женские фигурки, одна из них жестом приглашает в дом; ниже в центре дерево с розовыми цветами (Инв. № ЕД-1742-II, размеры: 324,5 × 74,0). 6. Китайской работы, оранжевого цвета с росписью в пять ярусов, изображающей сценки из китайской жизни, во втором ярусе сверху два кулии, несущих двух поросят в ящике, сзади китаец под зонтиком (Инв. № ЕД-1755-II, размеры: 325,0 × 74,0). Инвентарная книга № 22 наличия музейных ценностей, 1940 г, С. 41, 41 об.

[25] На том же развороте имеется запись о том, что в 1950 г. драпировка была распорота на 11 частей (ГМЗ «Царское Село». Инвентарная книга № 22 наличия музейных ценностей, 1940. С. 90 об., 91). Три панно из фонда и часть драпировки экспонировались в интерьере Опочивальни во дворце Петра III в 1973–2005 гг.

[26] ГМЗ «Царское Село». Инвентарная книга № 27 наличия музейных ценностей. 1940. С. 165–166. См.: Saunders, G. Wallpaper in Interior Decoration. P. 68.

[27] См.: Saunders, G. Wallpaper in Interior Decoration. P. 68.

[28] Там же. P. 69.

[29] Меньшикова М. Л. Шелковые ткани. С. 171, 172.

[30] В инвентарной книге по Екатерининскому дворцу 1940 г. они описываются следующим образом: «1. Китайской работы XIX века; по синей кисее – рисунок, исполненный цветными шелками и бумагой, изображающий 7 всадников-охотников на фоне горного пейзажа, по краям орнаментальный узор; панно отделано полосками черного шелка» (Инв. № ЕД-1764-II, размеры: 333,0 × 64,0) 2. «Китайской работы XIX века; по синей кисее – рисунок, исполненный цветными шелками и бумагой, изображающий бытовые китайские сцены на фоне горного пейзажа, по краям орнаментальный узор; панно отделано полосками черного шелка» (Инв. № ЕД-1765-II, размеры: 333,0 × 64,0) 3. «Китайской работы XIX века с изображением китайцев, отдыхающих в саду; по краям орнаментальный узор; панно отделано полосками темно-лилового шелка и надставлено розовой кисеей» (Инв. № ЕД-1766-II, размеры: 221,0 × 72,0) 4. «Китайской работы XIX века с изображением китайцев, отдыхающих в саду, среди них музыкант, играющий на старинном инструменте; по краям орнаментальный узор; панно отделано полосками темно-лилового шелка и надставлено розовой кисеей» (Инв. № ЕД-1767-II, размеры: 221,0 × 72,0) 5. «Китайской работы XIX века; рисунок, исполненный цветным шелком в виде восьми цветущих веток; с отделкой из полос темно-лилового шелка; с одной стороны кайма желтого холста» (Инв. № ЕД-1768-II, размеры: 240,0 × 40,0) 6. «Китайской работы XIX века; рисунок, исполненный цветным шелком в виде девяти цветущих веток; с отделкой из полос темно-лилового шелка; с одной стороны кайма желтого холста» (Инв. № ЕД-1769-II, размеры: 240,0 × 40,0) 7. «Китайской работы XIX века; рисунок, исполненный цветным шелком в виде девяти цветущих веток; с отделкой из полос темно-лилового шелка; с одной стороны кайма желтого холста» (Инв. № ЕД-1769-II, размеры: 240,0 × 40,0) 8. «Китайской работы XIX века; рисунок, исполненный цветным шелком в виде девяти цветущих веток; с отделкой из полос темно-лилового шелка; с одной стороны кайма желтого холста» (Инв. № ЕД-1769-II, размеры: 240,0 × 40,0). Инвентарная книга № 27 наличия музейных ценностей, 1940 г., С. 67–68.

[31] Эти экспонаты были вывезены в эвакуацию и в настоящее время находятся в собрании ГМЗ «Царское Село».

[32] Подхват – неширокая полоса ткани или шнур, который крепится к стене у рамы окна и собирает в пучок одну из двух пол занавесей.

[33] «Декорациями» в начале XIX в. часто называли ламбрекены и подзоры; «брокатель» – ткань из семейства лампас, которая в своей классической форме обладает эффектом рельефного атласа, создаваемым работой брошировочного утка, регулярно переплетающегося со связующей основой. Для получения в атласе эффекта рельефа используют основной уток из льна и «затяжки, охватывающие основы утка» (см.: Иерусалимская А. А. Словарь текстильных терминов. СПб., 2005. С. 11).

[34] «Декорациями» в начале XIX в. часто называли ламбрекены и подзоры; «брокатель» – ткань из семейства лампас, которая в своей классической форме обладает эффектом рельефного атласа, создаваемым работой брошировочного утка, регулярно переплетающегося со связующей основой. Для получения в атласе эффекта рельефа используют основной уток из льна и «затяжки, охватывающие основы утка (см.: Иерусалимская А. А. Словарь текстильных терминов. СПб., 2005. С. 11).

[35] ГМЗ «Царское Село». Музейная коллекция «Рукописные материалы». Опись имущества, находящемуся в Екатерининском дворце в бель-этаже. 1825. Инв. № ЕД-124-XV. Л. 8. London, 2002.

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта