RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

КОННЫЙ ТРАНСПОРТ
Поставщики Российского Императорского двора

Автор: И. И. Бредихина,
научный сотрудник, хранитель коллекции «Кареты. Cбруя»

В церемониальной жизни Императорского двора особое место занимала организация высочайшего выезда – как парадного, так и ежедневных разъездов членов императорской фамилии. Этим вопросом занималась Придворная Конюшенная часть[1]. В ее ведение входили царские конюшни, каретные дворы и мастерские, каретная упряжь и седельная сбруя, а также кучера и прочие конюшенные служители. Несмотря на то, что бóльшую часть императорского каретного парка составляли экипажи, изготовленные в придворных мастерских, практиковались закупки экипажей в частных каретных мастерских Санкт-Петербурга, как правило, основанных иностранцами. Такие мастерские начали появляться с конца XVIII в. и зачастую имели длинную историю, переходя в руки наследников на протяжении нескольких поколений. Они завоевывали доверие у высочайших заказчиков постоянным высоким качеством работы, за что поощрялись правом иметь императорский герб на вывеске.

Так, в описи экипажей Императорского двора за 1822 г.[2] упоминаются имена каретных мастеров Б. Демартре, Дриттенпрейса, Гениша, И. А. Иохима, Н. Арбатского, П. Ильина, а также И. Фребелиуса и Х. Тацки. Из коллекции императорских экипажей до наших дней сохранилось, по меньшей мере, три экипажа, изготовленных в начале XIX в. в мастерской Г. Гайгера[3].

В архивных материалах сохранились следующие имена экипажных мастеров, получивших звание поставщиков Императорского двора: Х. Албер (1859), П. Таланов (1862), Ю. Ф. Гегнер (1885), В. В. Романовский (1886), П. Дзиульский (1898), О. Рентель (1901), «Л. Куканов и сыновья» (1898, 1912)[4], фабриканты Кельнеры (1913).

Типична история одной из «первоклассных» каретных фирм столицы, принадлежавшей династии каретных мастеров Фребелиусов. Основатель фирмы Джоан Михаэль Фребелиус (1754–1809) приехал из Германии в Санкт-Петербург в конце XVIII в. и приобрел дом на Средней Мещанской улице. Вскоре он прославился как кузнечный мастер – подковывал для Высочайшего двора лошадей серебряными подковами. Успешная работа позволила ему основать там же каретные мастерские, а в 1790 г. учредить экипажное заведение, получавшее заказы от Двора[5]. Продолжил семейное дело старший сын, И. Фребелиус, поставляя Императорскому двору городские и «вояжные» экипажи, известные на весь Санкт-Петербург[6].

  

  

За отличное качество изделий в 1838 г. И. Фребелиус был награжден золотой медалью на Анненской ленте, а в 1846 г. ему было пожаловано звание Собственного Его Величества каретного мастера с правом иметь на вывеске изображение государственного герба. После его смерти в 1851 г. заведение перешло в руки сыновей – Федору и Ивану, удостоенных тем же званием в 1855 г. В 1856 г. фирма совместно с мастерскими Х. Тацки и братьев Яковлевых исполнила заказ Императорского двора на «постройку» золоченых карет для коронации Александра II. Эти экипажи принимали участие в последующих торжественных церемониях коронаций императоров Александра III и Николая II и были выставлены в открытом в 1860 г. Придворно-конюшенном музее[7].

После удачно исполненного заказа Фирма Фребелиусов постоянно привлекалась Придворно-экипажным заведением для выполнения различных работ[8]. Деятельность фирмы была прекращена в 1882 г. «по причине передачи Придворного Экипажного Заведения в аренду». Из всех изделий каретной фабрики Фребелиусов до нас дошли только коронационные кареты Александра II, но можно утверждать, что на протяжении всей своей почти столетней истории существования здесь выпускались экипажи исключительно высокого уровня исполнения.

С 1835 г. городские и дорожные экипажи для двора наследника цесаревича Александра Николаевича изготовлял Христиан Тацки, за что дважды был награжден медалями[9]. Начиная с 1840-х гг. он постоянно выполнял заказы русского Двора и имел право иметь вывеску с гербом и надписью «Каретный мастер Его Императорского Высочества Государя наследника Цесаревича»[10]. В середине XIX в. Тацки считался одним из самых лучших каретников в Санкт-Петербурге. В 1856 г. принимал участие в возобновлении и изготовлении карет к коронации Александра II. После успешного выполнения этих работ фабрикант получил право именоваться придворным поставщиком.

Датский подданный каретный фабрикант Карл Карлович Неллис в1866 г. заключил контракт на поставку и обслуживание экипажей к Императорскому двору[11], что положило начало расцвету этой столичной экипажной фабрики, основанной в 1827 г. Уже в следующем, 1867 г., К. К. Неллис получил право именоваться «каретным фабрикантом Двора Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича Александра Александровича». Отмечалось, что его изделия «при умеренной стоимости отличаются необыкновенной прочностью и вообще отличною отделкою. За примерную добросовестность… пожаловать право именоваться каретным фабрикантом Двора Его Императорского высочества государя наследника цесаревича Александра Александровича и государыни Цесаревны и украсить вывеску фабрики вензелем Их Высочеств»[12]. Продукция фабрики была широко признана и получала награды на всемирных выставках (1851, 1867 и 1873). Неллис входил в состав экспертных комиссий на промышленных выставках России, присуждал медали и призы, составлял обзоры экипажных отделов.

Выгодный контракт был заключен, возможно, не без участия супруги императора Марии Федоровны, поддерживавшей своего соотечественника, изготовившего для нее в 1866 г. выездную карету[13]. Карета изящной конструкции, была выполнена по последнему слову техники. В ее отделке сочетались цвета родового герба Романовых: белый, черный и золотой. Экипаж украшали соединенные гербы Романовых и императрицы, урожденной датской принцессы Марии Софии Фредерики Дагмары, инициалы «МФ». Экипаж настолько полюбился императрице, что она пользовалась им долгие годы. Фотография 1904 г. запечатлела Марию Федоровну, выезжавшую именно в этом экипаже во время празднования крещения ее внука, наследника цесаревича Алексея.

  

  

В 1876 г. мастерская «К. К. Неллис» слилась с аналогичным предприятием, основанным в 1873 г. инженером Петром Александровичем Фрезе (1844–1918). Новая фирма стала называться «Неллис и Фрезе», а в 1893 г. была переименована во «Фрезе и К°». П. А. Фрезе разработал немало усовершенствований в конструкции конных экипажей. Так, в 1896 г., совместно с петербургским изобретателем, отставным морским офицером Е. А. Яковлевым он собрал первый российский автомобиль. В 1899 г. фирма была преобразована в Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей. Новое предприятие располагалось в старых производственных мастерских фирмы «Неллис»[14]. В 1900 г. этой фирмой был выпущен электромобиль «Фрезе».

Во второй половине XIX в. в Санкт-Петербурге приобрела известность фирма германских подданных Карла и Ивана Брейтигам, основанная в 1821 г. Более 20 лет, начиная с 1864 г., фирма «К. и Ив. Брейтигам» была «контрагентом придворного экипажного заведения»[15]. Согласно договору, Придворно-конюшенная часть в целях экономии расходов, передала помещения и машины Придворно-Экипажного заведения в аренду К. И. Брейтигаму, как наилучшему каретнику Петербурга; за определенную годовую плату мастер был обязан изготавливать для нужд Двора новые и содержать в исправности здания, имеющиеся экипажи (до 920 единиц) и  конскую амуницию, с правом производства экипажей частным лицам[16]. За свою продукцию И. Брейтигам получил серебряную медаль на выставке в 1865 г. и золотую медаль на выставке в Санкт-Петербурге в 1870 г. В январе 1867 г. К. Брейтигам получил право именоваться придворным поставщиком, в том же году фирма была отмечена двумя серебряными медалями на Всемирной выставке в Париже. В 1881 году Карл Брейтигам скончался, и дело полностью перешло к его брату Ивану, который получил звание поставщика Императорского двора в 1882 г. В то время вверенное ему предприятие – Придворное Экипажное заведение – находилось на Захарьевской улице, 8, где работало 262 рабочих, имелась паровая машина[17].

  

  

Сохранившиеся до наших дней экипажи, выполненные на фабрике К. Брейтигама для императора Александра II, уникальны и чрезвычайно интересны по конструкции. Карета[18] и сани-возок[19] принадлежали к категории экипажей для ежедневных разъездов. Принадлежность экипажей императору обозначена «золоченым шифром в небольших щитках» и императорскими коронами над фонарями. Именно в этой карете находился император Александр II в момент своей роковой встречи с террористами 1 марта 1881 г.

Впоследствии автомобильно-экипажная фабрика «Ив. Брейтигам» стала одной из наиболее известных в России кузовных фирм, славясь высоким качеством своей продукции. Она, в частности, изготавливала кузова для автомобилей акционерного общества «Г. А. Лесснер», в том числе и для выставочных экипажей, удостоенных в 1907 г. на Первой международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге высшей награды – Большой золотой императорской медали. Экипажная фабрика «Ив. Брейтигам»[20] неоднократно была участницей автомобильных выставок, где ее автомобили также получали высшие награды. Фабрика выпускала не только легковые машины, но и грузовики, а в годы Первой мировой войны и санитарные автомобили для Петроградской колонны Императорского Российского автомобильного общества[21].

Крупные московские экипажные фабрики, также находившиеся в сфере внимания Высочайшего двора, стали одними из главных экспонентов на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г.[22] Так, в собрании экипажей ГМЗ «Царское Село» хранятся карнавальные сани, изготовленные на рубеже XIX–XX вв. на фабрике братьев Марковых, признанной старейшей экипажной фабрикой России. Фабрика ведет свою историю от 1784 г., когда род Марковых стал числиться в Московской купеческой управе; в 1833 г. ее владельцами стали братья Василий и Александр. Поколениями Марковы прилагали усилия, «чтобы всегда стоять на высоте современного развития этой отрасли производства, чего они достигли с блестящим успехом»[23]. Отмечалось, что братья изучали теорию экипажного дела в Париже, постоянно следили за техническими и художественными новшествами в своей сфере, адаптируя их к российским климатическим условиям. Продукция фабрики Марковых не уступала лучшим фирмам Парижа и Лондона. Еще в 1840 г. фабрике было пожаловано право употребления государственного герба, а современники отмечали, что «их произведения расходятся по всей России, что значительно способствовало уменьшению ввоза заграничных экипажей»[24].

Фабрика Арбатских, основанная не позднее 1800 г., являлась официальным поставщиком Императорского двора с 1883 г., когда ее владельцем был Н. А. Арбатский. Фабрика специализировалась на изготовлении беговых дрожек и саней, за что была отмечена серебряными медалями на выставках в Москве (1835 и 1865) и Санкт-Петербурге (1870)[25]. Изделия фирмы получали награды на международных выставках: в Париже (1867 – бронзовая, 1878 – серебряная медаль), в Вене (1873 – медаль «Преуспения»), в Филадельфии (1876 – диплом), а также серебряная медаль на Всемирной парижской выставке в 1900 г.[26]

Фабрике Петра Ильина было суждено стать родоначальницей одного из крупнейших предприятий страны. Каретная мастерская Ильина, основанная в 1805 г. в Москве, выпускала различные виды конных экипажей. Еще в 1836 г. она была отмечена «большой похвальной серебряной медалью» на Всероссийской выставке, а так же бронзовой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. В 1849 г. заслуги мастерской были признаны на государственном уровне – фирма получила право изображать на изделиях государственный герб Российской Империи с наименованием фабрики «придворной Его Императорского Величества»[27], а в 1896 г. фирма получила статус придворных поставщиков. К началу XX в. мастерская была известна как Московское акционерное общество «П. Ильин». В это время фирма перешла от карет к сборке и ремонту автомобилей. В годы Первой мировой войны предприятие занималось заказами для Императорского Военно-воздушного флота, став одним из первых авиационных заводов. После революции 1917 г. предприятие было национализировано и стало называться заводом «Спартак»; управляющим предприятия был оставлен прежний его владелец – П. П. Ильин[28].

Помимо каретных мастеров Придворная Конюшенная часть работала с производителями и магазинами конской упряжи, отмечая лучших званием поставщика. Можно назвать имена купцов Ф. П. Змеева (1859) и В. Ф. Мейрера (1891)[29], Т. Келло с сыном (1881), купцов Ерофеевых (1895)[30], фирму «Братья Родювар» (1896), потомственного почетного гражданина купца Н. В. Шалина (1906)[31].

Так, в 1856 г., в связи с подготовкой коронации императора Александра II, к работам были привлечены мастера из ранее упомянутой фирмы К. и И. Брейтигамов, а также предприятие Г. Вальтера и Г. Коха, изготовившие некоторые из многочисленных комплектов упряжи для коронационных карет. Фирма вела свою историю с небольшой седельной мастерской, основанной немецким мастером Христианом Вальтером, открывшим в 1786 г. мастерскую и специализированный магазин в Адмиралтейской части города[32]. После смерти Х. Вальтера его фирму возглавил сын Георг. Он оказался не только талантливым мастером, но и хорошим управляющим. Георг Вальтер пригласил в компаньоны своего земляка, седельного мастера из Бремена Германа Коха, после чего дела фирмы пошли особенно успешно. За высокое качество седельных и шорных работ, отличное выполнение Высочайших заказов, в частности, изготовление церемониальных седел, мастера получили от императора Николая I право использовать государственный герб[33]; звание поставщика Высочайшего двора было получено ими в 1855 г. На шорно-седельном производстве, просуществовавшем до 1917 г., изготавливались скаковые, охотничьи, английские и дамские седла, снаряжение для всех родов войск, походные кровати, упряжь, шоры[34]. С 1871 г. в семейное дело вошел Карл Вальтер (1839–?), магазин находился на Невском пр., 62.[35]

В 1856 г. в изготовлении коронационной упряжи приняла также участие мастерская Карла Х. Левенгрена. Разрешение использовать государственный герб фирмой было получено еще в 1845 г., звание придворного поставщика – в 1856 г. и подтверждено для наследников в 1882 г.

Жилой флигель и бронзолитейная мастерская К. Х. Левенгрена находились на Малой Болотной ул., 5, где в 1872 г. было построено новое здание по проекту архитектора В. Ф. фон Геккера.

Одной из самых известных мастерских по изготовлению шорных принадлежностей была фирма «М. И. Санов», которая продолжала дело основателя – П. А. Лакова (1844–1890). В 1872 г. Лаков открыл в Санкт-Петербурге шорную мастерскую, затем фабрику по производству шорно-седельных изделий на Лиговском пр., 32, а в 1888 г. приобрел шорный магазин на Невском пр., 100, и в том же году за высокое качество удостоился права поставлять изделия в Придворную конюшенную часть. После смерти основателя дело перешло к вдове и дочери. С 1893 г. управлять фирмой стал зять, личный почетный гражданин, купец 2-й гильдии М. И. Санов (1867–?), получивший профессиональную подготовку на фабрике П. А. Лакова. В 1894 г. он преобразовал дело в Торговый дом «Лаков». За поставленные изделия к коронованию Николая II в 1896 г. фирма удостоилась званием поставщика Императорского двора и серебряной медали на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Изделия фирмы были отмечены золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1899 г. и в 1902 г. и золотой медалью на Первой Всероссийской выставке спорта в Санкт-Петербурге (в Михайловском манеже)[36].

В дни пребывания императора в Москве для разъездов пользовались наемными экипажами. Среди прочих предпринимателей Министерством Двора было отмечено Товарищество «Ечкины». Ямщик Ечкин был широко известен в Москве с в 1820-х гг. Наследница фирмы Евдокия Ивановна получила звание поставщика Двора в 1889 г., для фирмы звание было подтверждено в 1901 и 1913 гг. Товарищество на паях по эксплуатации городских и загородных экипажей «Ечкины А. и А.» занималось изготовлением различных повозок и экипажей, а также продажей экипажей знаменитой лондонской фирмы «C. S. Windover & Co». Экипажи, брички, линейки Ечкины сдавали на прокат. «А то вызывались... лихие тройки от Ечкина <...> и, гремя бубенцами, несли веселые компании за заставу...», – писал Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи»[37]. Каретный извоз Ечкиных действовал до 1918 г. В 1920-х гг. был преобразован в Транспортно-экспедиционное товарищество «Атлантике», занимавшееся перевозкой грузов. Последний владелец А. К. Ечкин в начале XX в. стал одним из основателей Славянского благотворительного общества в Москве, поддерживал издававшийся в Вене журнал «Славянский век» (1900–1905).

Хороший экипаж был одним из необходимых атрибутов общественного положения – экипажи Высочайшего двора должны были удовлетворять самым высоким требованиям каретного мастерства. Поскольку обширные придворные штаты и церемониал требовали значительного числа транспортных средств самого разного рода, Министерство Императорского двора зачастую передавало заказы, а также приобретало готовую продукцию в частных мастерских. Право поставлять экипажи ко Двору получали лишь те фабрики, чья продукция стояла на уровне лучших каретных фабрик Европы, что удавалось достичь тем мастерам, которым довелось учиться на европейских предприятиях или у приезжих мастеров. То обстоятельство, что покупка экипажей за границей для нужд Двора в XIX в. была исключительным событием, свидетельствует о том, что отечественным мастерским удалось поднять уровень каретного производства в России на достойный уровень, что произошло благодаря постоянной поддержке правительственных кругов данной области промышленности. Эта тенденция продолжала свое существование и с приходом моторного транспорта.


[1] С 1776 по 1882 г. – конюшенная контора, с 1882 г. – до марта 1917 г. – конюшенная часть (см.: Высшие центральные государственные учреждения России. 1801–1917. Т. III. СПб., 2002. С. 152–154).

[2] РГИА. Ф. 477. Оп. 7. 1822. Д. 67. О разных экипажах.

[3] Экипажи Г. Гайгера представлены в собраниях Государственного Эрмитажа (карета, 1807) и ГМЗ «Царское Село» (сани, 1807; карета, 1815).

[4] Владелец – Куканов Лука Гаврилович (1826–?), купец с 1887 г. Содержал экипажные лавки на Старо-Андреевском рынке, а также кузницы (cм.: Османов А. И. Купцы Петербурга. СПб., 2010. С. 249).

[5] РГИА. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1443. Л. 5. По ходатайству бывшего каретного фабриканта Федора Фребелиуса о возведении его в звание потомственного почетного гражданина. 1892 г.

[6] Об изделиях фабрики той поры можно судить по гравюрам И. Фробелиуса из собрания Российской национальной библиотеки (Фробелиус И. Альбом колясок и карет. СПб., [б. г.]), на которых представлены образцы производимых экипажей – карет, колясок и фаэтонов. Качественный экипаж стоил недешево – цена дорожной четырехместной кареты с оригинальной системой подвески, позволяющей уменьшить тряску, со стандартной отделкой обозначена в этом каталоге в 10 000 руб.

[7] Придворно-конюшенный музей. СПб., 1891. Табл. № 11.

[8] РГИА. Ф. 20. Оп. 12. Д. 162. Л. 153. Ведомости промышленных предприятий Петербургской губернии. 1871 г.

[9] РГИА. Ф. 472. Оп. 9. Д. 72. Л. 37. О распоряжениях для Коронации по Придворной Конюшенной Конторе. 1856 г.

[10] Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820-е – 1890-е годы. СПб., 1996. С. 418.

[11] РГИА. Ф. 477. Оп. 11. Д. 1222. О заключении условий с каретным фабрикантом Неллисом. 1866 г.

[12] РГИА. Ф. 477. Оп. 11. Д. 1244. Л. 8. О даровании права Карлу Неллису именоваться каретным фабрикантом двора Наследника Цесаревича. 1867 г.

[13] Инв. № ЕД-316-VII.

[14] Шугуров Л. М. Автомобили России и СССР. Ч. 1. М., 1993. С. 14.

[15] Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве. СПб., 1883. С. 278.

[16] РГИА. Ф. 477. Оп. 11. Д.491 Л.3 Записка о Придворном экипажном заведении и контракте  с Брейтигамом за 20 лет. 1864 -1885 г.

[17] РГИА.  Ф. 338. Оп. 1. Д. 70. Л. 4.

[18] Инв. № ЕД-329-VII.

[19] Инв. № ЕД-319-VII.

[20] К этому моменту представителем Торгового дома «Ив. Брейтигам» был Андрей Гасс (1857–?), потомственный почетный гражданин; звание поставщика Двора получил в 1912 г.

[21] Шляхтинский К. Автомобиль в России. История автомобиля. М., 1993. С. 26.

[22] Неллис К. К. Краткий очерк современного состояния, развития и недостатков экипажного производства в России. СПб., 1882. С. 9.

[23] Отчет о Всероссийской… С. 277.

[24] На выставках в Вене (1873) и в Париже (1878) их произведения были отмечены медалями (Там же. С. 278).

[25] Там же. С. 282.

[26] Koppen, T. Troska, Teleka und Kibitke. Russlands Wagen und Schlittenbauim 19. Jahrundert // Ache, Radund Wagen. 2004. № 12. журнал

[27] Отчет о Всероссийской… С. 279.

[28] В начале Великой Отечественной войны, осенью 1941 г., произошла эвакуация завода из Москвы в Горький, где он продолжал работать, выпуская шасси для военных самолетов, получив название ПО «Гидромаш». В послевоенные годы завод был заново отстроен. Предприятие «Гидромаш» заняло лидирующее место в отечественном самолетостроении. Сегодня НОАО «Гидромаш» занимает достойное место на международном рынке и активно сотрудничает с ведущими авиастроительными фирмами. В 2005 г. компания была удостоена Благодарности Президента РФ В. В. Путина за большой вклад в разработку и создание авиационной техники.

[29] Мейрер Вильгельм, купец с 1889 г. Проживал по адресу Адмиралтейская ч., ул. Большая Морская д. 18–5, там же содержал шорный магазин» (см.: Османов А. И. Указ. соч. С. 437).

[30] Купцы Ерофеевы торговали кожевенным товаром. Семейное дело основал в 1871 г. купец 2-й гильдии Тимофей Дмитриевич Ерофеев (1833–1910). Шорная лавка находилась на Невском пр., 105. В 1911 г. дело продолжил его племянник Дмитрий Петрович (1866–?), владевший магазином на Невском пр., 111. (см.: Барышников М. Н. Деловой мир Санкт-Петербурга. СПб., 2000. С. 180).

[31] Шалин Николай Васильевич (1827–?), купец с 1849 г., торговал шорным товаром на Екатерининском кан., д. 34 (см.: Османов А. И. Указ. соч. С. 378).

[32] Позднее фирма существовала по адресам: Офицерская ул., 210 и Большая Конюшенная ул., 8.

[33] Палтусова И. Н. Седельная мастерская «Вальтер и Кох» // Историческое оружие в музейных и частных собраниях : тез. док. науч. сем. М., 2008. С. 140–156.

[34] Иванова Н. И. Немецкие предприниматели в Санкт-Петербурге (XVIII–ХХ вв.). СПб., 2002. С. 58.

[35] Барышников М. Н. Указ. соч. С. 158.

[36] Там же. С. 235, 236.

[37] Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М., 2002. С.110.

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта