RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

ПРИДВОРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР

Автор: А.О. Шутилова,
старший научный сотрудник

Придворный музыкантский хор[1] (после 1896 г. – Придворный оркестр) был создан в 1882 г. для обслуживания дворцовых церемоний, праздников и стал первым профессиональным симфоническим оркестром в России. «Летом 1882 г. последовало Высочайшее повеление о формировании из музыкантов хора Кавалергардского полка и Лейб-гвардии Конного полка Придворного музыкантского хора. Во исполнение этого повеления была сформирована под председательством Принца Александра Петровича Ольденбургского комиссия, в состав вошли начальник штаба I Гвардейской пехотной дивизии[2], полковые адъютанты названных полков и барон Штакельберг[3]. Собрания комиссии проходили в Красном селе в июне и июле месяце на квартире Принца Ольденбургского»[4].

Указом от 24 августа 1882 г. начальником Придворного хора был назначен полковник барон К. К. Штакельберг, он прослужил в этой должности 35 лет. Тогда же были утверждены Временное положение и штат Придворного музыкантского хора, главной задачей которого являлась «игра во дворцах в Высочайшем присутствии»[5]. В состав Придворного хора вошли 57 музыкантов гвардейских полков. При их отборе предпочтение отдавалось тем, кто владел двумя инструментами (духовым и струнным), поскольку одновременно создавалось два оркестра: духовой и симфонический. Оба оркестра могли быть востребованы в один и тот же день – во время завтрака во дворце играл духовой состав, за ужином – симфонический.

В связи с тем, что среди русских музыкантов не оказалось достаточного количества владеющих двумя инструментами, было принято решение принимать на службу иностранцев. В результате конкурса отобрали 10 человек, проживших в России не менее пяти лет и готовых принять российское гражданство.

Придворный оркестр разместился в доме на углу Малой Конюшенной ул. и наб. Екатерининского канала (наб. канала Грибоедова, 9). В здании был оборудован репетиционный зал, там же разместились библиотека и канцелярия, общая столовая и кухня. Музыканты, имевшие семьи, жили в небольших казенных квартирах, расположенных здесь же; одинокие располагались в общем помещении. Все музыканты получали жалование и имели право на пенсии из Придворного ведомства.

В 1897 г. Придворный оркестр был выведен из подчинения Военному ведомству. Музыкантам оркестра присвоили звания артистов, таким образом уравняв их в правах с артистами Императорских театров. С этого времени оркестранты в свободное от дворцовых мероприятий время могли участвовать в концертной жизни Санкт-Петербурга. Летней сценой для публичных выступлений оркестра стал Нижний парк в Петергофе.

Для работы с оркестром были приглашены именитые капельмейстеры: с 1882 г. – М. Г. Франк[6], с 1888 г. – Г. К. Флиге[7] и с 1907 г. – Г. И. Варлих[8]. В 1890-х гг. с Придворным оркестром работали Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, Э. Ф. Направник, Н. С. Голованов, Р. Штраус, А. Никиш и др.[9]

Начиная с 1896 г. Придворный оркестр регулярно приглашали в Царское Село для игры на официальных приемах, во время торжественных (устраиваемых для офицеров полков), а также фамильных завтраков и обедов, для игры с известными музыкантами, приезжавшими показать императорской семье свое мастерство владения тем или иным инструментом. Случалось играть оркестру и с самим императором: «23 марта 1901 г. во время обеда играл Придворный оркестр, по окончании обеда Николай II принял участие в игре оркестра, солировал на флейте»[10].

Приглашением Придворного оркестра в Царское Село занималось Министерство Императорского двора. Заведующему оркестра барону Штакельбергу поступало распоряжение с указанием точного места и времени выступления. Так, в 1898 г., «6 сего мая в день рождения Государя Императора при высочайшем завтраке, имеющем быть в Большом Царскосельском Дворце, назначено играть Придворному Оркестру. К завтраку приглашено до 300 особ»[11]. По случаю «игры за Высочайшим завтраком» артисты духового оркестра отправлялись в Царское Село по железной дороге, по прошению Штакельберга предоставлялись два вагона второго класса для музыкантов Придворного оркестра, а также вагон для инструментов. Из документов известно, что обратно в Санкт-Петербург музыканты обычно возвращались на следующий день, следовательно, в Царском Селе для них были отведены помещения[12].

При составлении программы выступлений оркестра при Императорском дворе учитывались музыкальные пристрастия царской семьи, особенно это касалось личных праздников. Так, во время празднования дня тезоименитства императрицы Александры Федоровны 23 апреля («при условии ее хорошего самочувствия»), как правило приглашали Певческое общество «Лидертафель»[13], в исполнении которого звучало несколько хоровых произведений. После 1910 г. в дни тезоименитства императрицы Придворный оркестр не приглашался, парадные обеды не устраивались (скорее всего, это было связано с неудовлетворительным состоянием здоровья Александры Федоровны).

Музыка, исполняемая оркестром, была разнообразна, часто отображала модные музыкальные тенденции. Неизменными оставались только произведения Р. Вагнера, одного из любимых немецких композиторов императрицы, и П. И. Чайковского, творчество которого было ей также близко[14].

Не многим отличался и музыкальный репертуар торжеств, проводимых по случаю дня рождения императора Николая II[15]. Так, в 1899 г. в день рождения императора Николая II состоялось торжественное принятие присяги великими князьями Михаилом Александровичем[16] и Андреем Владимировичем[17] в церкви Большого Царскосельского дворца. Во время торжественного завтрака, состоявшегося в честь этих двух событий, по традиции играл Придворный оркестр, расположившийся в «Зале с горкой».

В программе прозвучали увертюра к опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Полет Валькирии» из музыкальной драмы Р. Вагнера, Hymenée из оперы «Эсмеральда» Ж. Массне, вальс из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Le voix de cloches» (Голос колокола) А. Луиджини и сюита для оркестра «Карнавал» Э. Гиро, Танец скоморохов из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова[18].

Насколько можно судить по программам, зарубежным композиторам принадлежала бóльшая часть исполняемых произведений. Это было связано и с тем, что на сцене Императорских театров (Мариинский и Эрмитажный – в Санкт-Петербурге, Большой – в Москве) значительная часть репертуара состояла из опер и балетов иностранных авторов. Так, с 1901 по 1903 гг. были поставлены четыре балета Л. Делиба – «Коппелия», «Ручей», «Сильвия», «Ученики Дюпре»; восемь Р. Дриго – «Арлекинада», «Волшебная флейта», «Жемчужина», «Лазурный берег», «Легенда Монако», «Очарованный лес», «Пробуждение Флоры», «Роман бутона розы»; один К. Сен-Санса – «Жавотта». Из Дневников Директора Императорских театров В. А. Теляковского[19] известно, что во многих спектаклях, ставившихся на сцене Мариинского или Эрмитажного театров, участвовал Придворный оркестр[20]. Произведения этих композиторов составляли репертуар Придворного оркестра, зачастую исполнявшего отрывки из вышеперечисленных балетов или их аранжировки.

Из опер Р. Вагнера на сцене Мариинского театра были поставлены «Валькирия», «Зигрфрид», «Золото Рейна», «Кольцо Нибелунга», «Летучий голландец», «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Тристан и Изольда», из балетов П. И. Чайковского – «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», а из опер – «Евгений Онегин», «Иоланта», «Мазепа» и «Опричник». Многие из театрально-музыкальных критиков были недовольны сложившейся ситуацией, считая, что русским композиторам не дают возможности реализоваться на театральной сцене, что надо пропагандировать отечественных авторов, давать им возможность для самореализации. Постепенно ситуация менялась к лучшему: произведения русских композиторов в репертуарах оркестров, в том числе Придворного, стали исполняться все чаще и чаще. Показательно, что 21 марта 1914 г., во время Высочайшего завтрака в Круглом зале Александровского дворца в присутствии принца и принцессы Румынских, Придворным оркестром был исполнен следующий репертуар: «Арагонская хота» М. И. Глинки, «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Танец персиянок» из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Хор крестьян» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, Концертный вальс № 1 для оркестра А. К. Глазунова, «Колыбельная» С. И. Танеева и «Прерванные грезы» (Reverie interrompue) П. И. Чайковского. На парадном обеде 6 июня 1914 г., устроенном в Большом зале Большого Царскосельского дворца в честь короля Саксонского Фридриха Августа II, звучала также только русская музыка.

Иногда свое мастерство владения инструментом в царскосельских дворцовых апартаментах демонстрировали популярные исполнители. Для сопровождения солистов приглашался Придворный оркестр. Из камер-фурьерских журналов известно[21], что 9 ноября 1897 г. в Александровском дворце состоялся концерт скрипача Б. Губермана[22]. Послушать выступление виртуоза, оказав музыканту огромную честь, пришли император Николай II и императрица Александра Федоровна. Антон Рубинштейн об игре этого великого скрипача писал: «Как Губерман играет, может играть только гений»[23]. 29 ноября 1897 г. императорская семья слушала выступление скрипача К. М. Думчева[24] в Александровском дворце. Совместно с Придворным оркестром музыкант исполнил несколько пьес. 25 апреля 1898 г. в Угловой гостиной Александровского дворца Николай с семьей наслаждались игрой В. М. Чиарлоне[25] – арфистки императорских театров. 18 марта 1901 г. «во время обеда играл придворный оркестр и малолетний солист на виолончели Павел Базелер»[26]. Из переписки канцелярии Министерства Императорского двора и начальника Придворного оркестра известно, что юный виолончелист П. Базелер[27] за игру в присутствии императорской семьи получил в подарок часы с цепочкой стоимостью 150 руб.[28]

15 декабря 1902 г. императорская семья с приглашенными гостями собралась для того, чтобы послушать выдающегося скрипача Я. Кубелика[29], исполнявшего программу под аккомпанемент Придворного оркестра под управлением капельмейстеров Г. Флиге и Г. Варлиха. В своем дневнике Теляковский оставил об этом незаурядном исполнителе следующий отзыв: «Сегодня вечером был в концерте в Дворянском собрании, где играл скрипач Ян Кубелик. Техника его поразительная, трудно себе представить что-нибудь подобное, но он молод и сам не чувствует того, что играет»[30]. 19 января 1914 г. перед императорской семьей выступил дирижер-вундеркинд В. Ферреро[31]. Выступление малолетнего музыканта впечатлило императорскую семью. Николай II записал в своем дневнике несколько строк: «После коротких разговоров наш оркестр сыграл несколько вещей под управлением 8-летнего итальянского мальчика Ферреро. Он дирижирует без нот и с большим знанием и огнем»[32]. По ходатайству начальника Придворного оркестра К. К. Штакельберга Ферреро был награжден золотыми часами с цепочкою и нагрудной золотой медалью «За усердие» на Станиславской ленте[33].

О выступлении В. Ферреро в прессе писали: «В Петербурге выступил в концерте в качестве дирижера 8-летний итальянец Вилли Ферреро. Он дирижировал оркестром гр. Шереметева. Без партитуры, вооруженный лишь маленькой палочкой, этот 8-летний мальчик передавал тончайшие нюансы симфонии. Ученые психиатры в недоумении перед этим чудом. Итальянские профессора и психиатры признали Вилли Ферреро феноменальным ребенком с ненормально развитой для его возраста психикой, чем и объясняются его исключительные музыкальные способности. Он легко усваивает труднейшие произведения таких композиторов, как Бетховен, Берлиоз, Вагнер, Гуно, Григ и т. д. Интересно, что маленький Вилли совершенно незнаком с нотной азбукой и никогда не учился играть ни на одном инструменте. Родители его играют на рояле два раза какую-либо пьесу, и этого вполне достаточно, чтобы Вилли мог дирижировать оркестром в 100 человек, исполняющим слышанную им пьесу»[34].

Последнее выступление Придворного оркестра в Царском Селе, если основываться на записях в Камер-фурьерских журналах[35], состоялось 11 июня 1914 г. – оркестранты были приглашены для игры в Круглом зале Александровского дворца, где в честь прибытия Английской эскадры был сервирован Высочайший завтрак.

 


[1] Хорами в то время называли не только певчие ансамбли, но и инструментальные.

[2] Скугаревский Аркадий Платонович (1847 – после 1912) – полковник, начальник штаба I Гвардейской дивизии с 2 ноября 1881 г. по 17 июля 1888 г.

[3] Штакельберг Константин Карлович (1848–1925) – начальник Придворного оркестра. Окончил Пажеский корпус, служил корнетом в лейб-гвардии Конном полку до 1882 г., занимал должности делопроизводителя Хозяйственного комитета, полкового казначея, заведующего полковым хозяйством и командира 2-го дивизиона. Награжден многими российскими и иностранными орденами; возведен в чин генерала от кавалерии. После революции 1917 г. Штакельберг оставил службу и переехал сначала в Финляндию, а затем в Эстонию (Таллинн). Похоронен на фамильном кладбище в Ивангороде.

Написал несколько музыкальных произведений под псевдонимом Ceeste. Создал похоронный марш в память о погибших за Родину («Mortius plango»), «Молитву» – в память о великой княжне Ольге Николаевне, «Свадебный марш», посвященный принцессе Луизе (урожденной графине Баттенбергской) и шведскому кронпринцу Густаву Адольфу.

[4] РГИА. Ф. 500. Оп. 1. Д. 598. 1907. Л. 2.

[5] Придворный оркестр находился одновременно в ведении Министерства Императорского двора и Военного ведомства, что усложняло жизнь музыкантов.

[6] Франк Мартин Григорьевич (1845–1889) родился в Австрии, образование получил в Пражской консерватории. С 1872 по 1882 г. был капельмейстером хора лейб-гвардии Преображенского полка, с 1882 по 1888 г. – капельмейстером Придворного хора. Был уволен с должности капельмейстера по болезни, с определением пожизненной пенсии (РГИА. Ф. 500. Оп. 1. Д. 116. 1882. Л. 11–14).

[7] Флиге Герман Карлович (1829–1907) – немецкий и российский дирижер и композитор. С 1848 по 1878 г. стоял во главе организованного им садового оркестра, концертировавшего в немецких городах. В летние сезоны 1870–1875 и 1878–1879 гг. выступал со своим оркестром в Санкт-Петербурге, в Демидовом саду (ныне – ул. Декабристов, 39) и в Озерках. С 1882 г. поступил на службу капельмейстером в Придворный хор; одновременно дирижировал в придворных музыкальных кружках. Автор большого количества композиций и переложений, относящихся к жанру легкой музыки.

[8] Варлих Гуго Иванович (1856–1922) – немецкий и российский дирижер, альтист. Автор обработок для духового оркестра отрывков из балетов «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», оркестровых переложений русских народных песен. В 1888 г. был приглашен капельмейстером в Придворный оркестр. Стал автором марша «Наследник цесаревич», исполненного 29 декабря 1913 г. Придворным оркестром в Круглом зале Александровского дворца.

[9] В апреле 1917 г. Придворный оркестр был преобразован в Государственный оркестр, а с 1920 г. – в Государственный филармонический оркестр. В июле 1921 г. на основе бывшего Придворного оркестра была создана Петроградская (ныне Санкт-Петербургская) филармония.

[10] Сведения о присутствии Придворного оркестра в царскосельских дворцах зафиксированы в Камер-фурьерских журналах. По данным этих журналов в 1897 г. оркестр приглашался для игры 10 раз, в 1989 – 4, 1899 – 1, в 1900 – 5, 1901 – 5, 1902 – 4, 1903 – 6, 1904 – 1, 1905 – 11, 1906 –13, 1907 – 9, 1908 – 6, 1909 – 10, 1910 – 6, 1911 – 10, 1912 – 9, 1913 – 13, 1914 – 6 (РГИА. Ф. 516. Оп. 1 (219/2728). Д. 12. Л. 34).

[11] РГИА. Ф. 500. Оп. 1. Д. 325. 1898. Л. 39.

[12] Заведующий Придворным оркестром обращался в Гофмаршальскую часть с прошением об организации для артистов хора чая или обеда. Иногда артисты отказывались от питания и тогда им выдавались деньги (1 рубль).

[13] Немецкое певческое общество «Лидертафель» просуществовало в Санкт-Петербурге с 1880 по 1904 г. и располагалось по адресу: наб. реки Мойки, 40 (директор Ф. Черни).

[14] Программа выступлений Придворного оркестра 23 апреля 1898 г.: 1. Марш из оперы «Тангейзер», Р. Вагнер. 2. Увертюра к опере «Король Лагорский», Ж. Массне. 3. Вальс цветов из балета «Щелкунчик», П. И. Чайковский. 4. Вступление к 3-му действию оперы «Кунигельд», Кистлер. 5. «Арагонская хота», М. И. Глинка. 6. Цыганский танец из оперы «Le Tasse», Б. Годар. Программа выступлений 23 апреля 1899 г.: 1. Увертюра «Римский карнавал», Г. Берлиоз. 2. Квинтет из 3-го действия оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры», Р. Вагнер. 3. Parade militaire, Ж. Массне. 4. Сцена и дуэт из 3-го действия оперы «Риголетто», Дж. Верди. 5. Панорама и вальс из балета «Спящая красавица», П. И. Чайковский. 6. Марш «Воспоминания о Белграде», Файербах. Программа выступлений 23 апреля 1901 г.: 1. Увертюра к опере «Сорока-воровка», Д. Россини. 2. Rêverie «La voix de Cloches», А. Луиджини. 3. Фантазия из оперы «Гейша», С. Джонс. 4. Романс, Леери. 5. Шествие богов из музыки к драме «Рейнгольд», Р. Вагнер. 6. Вальс «Ночь», Ж. Метра. Программа, исполненная в 1902 г.: 1. Увертюра к комической опере «Так говорит король», Л. Делиб. 2. Вступление к 3-му акту и хор матросов из оперы «Моряк-скиталец», Р. Вагнер. 3. Prelude и Chansonette из симфонической сюиты, Ж. Гарсен. 4. Два испанских танца, М. Мошковский. 5. Неаполитанские сцены, Ж. Массне. 6. Вступление и польский танец из оперы «Борис Годунов», М. П. Мусоргский. Программа выступлений 23 апреля 1910 г.: 1. Вступление к 5-му действию оперы «Манфред», К. Рейнеке. 2. Скерцо из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь», Ф. Мендельсон. 3. Колыбельная из оперы «Жоселен», Б. Годар. 4. «Птичка» (оркестровка К. К. Штакельберга) и «Мелодия» (оркестровка А. С. Танеева) из «Лирических пьес» Э. Грига. 5. Анданте кантабиле из Первого струнного оркестра, П. И. Чайковский. 6. Серенада, Г. Пьерне (РГИА. Ф. 516. Оп. 1 (219/2728).

[15] Программа выступлений 6 мая 1898 г.: 1. Увертюра к опере «Эврианта», К. Вебер. 2. Жертвоприношение Перуну из оперы «Рогнеда», А. Н. Серов. 3. Шествие богов из музыкальной драмы «Рейнгольд», Р. Вагнер. 4. Pas des Fleurs, Л. Делиб. 5. Марш из оперы «Сид», Ж. Массне (РГИА. Ф. 516. Оп. 1 (219/2728). Д. 6. Л. 471).

[16] Великий князь Михаил Александрович (1878–1918) – младший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны.

[17] Великий князь Андрей Владимирович (1879–1956) – младший сын великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны.

[18] РГИА. Ф. 516. Оп. 1 (219/2728). Д. 8. 1899 г. Л. 421.

[19] Теляковский Владимир Аркадьевич (1860–1924) – театральный деятель. С 1898 по 1901 г. – управляющий Московской конторой Императорских театров, в 1901–1917 гг. – директор Императорских театров.

[20] Теляковский В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1901–1903. Санкт-Петербург. М., 2002. С. 34, 35, 39, 184, 563.

[21] РГИА. Ф. 516. Оп. 1 (219/2728). Д. 5. 1897. Л. 446.

[22] Губерман Бронислав (1882–1947) – польский скрипач-виртуоз. Основатель Израильского филармонического оркестра. В 1897–1898 гг. гастролировал в России.

[23] Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 19 декабря. Польский скрипач-виртуоз Бронислав Губерман. // Независимая газета, 19 декабря 2012 г.

[24] Думчев Константин Михайлович (1879–1948), скрипач-виртуоз. С пяти лет начал обучаться игре на скрипке. В восемь лет дал свой первый концерт в Новочеркасске, а девятилетним уже дирижировал симфоническим оркестром в Екатеринодаре (Краснодар).

[25] Чиарлоне Виргиния Михайловна – известная виртуозка на арфе. Родилась в 1869 г. в Неаполе. В раннем возрасте вместе с сестрой Жанной с большим успехом выступала в концертах. С 1896 г. состояла солисткой в оркестре Императорской русской оперы в Санкт-Петербурге; в 1898 г. получила звание солистки Его Величества.

[26] РГИА. Ф. 516. Оп. 1 (219/2728). Д. 12. Л. 226.

[27] Базелер Поль (Paul Bazelaire, 1886–1958) – французский виолончелист и композитор. Окончил Парижскую консерваторию в возрасте 14 лет.

[28] РГИА. Ф. 472. Оп. 43 (474/2423). Д. 90. Л. 1–4.

[29] Кубелик Ян (1880–1940) – чешский скрипач, композитор. Виртуоз, один из лучших исполнителей Н. Паганини. Концертировал в России в 1902, 1904, 1910 и 1912 гг., покорив петербургскую публику своей игрой.

[30] Теляковский В. А. Указ. соч. С. 381.

[31] Ферреро Вилли (1906–1954) – итальянский дирижер. В 1924 г. закончил Венскую академию музыки. Дирижировать начал в раннем детстве. С огромным успехом выступал во многих городах Европы и в России.

[32] Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 444.

[33] Отцу ребенка была подарена брошка стоимостью 90 руб., а его матери – браслет стоимостью 225 руб. (РГИА. Ф. 472. Оп. 49. Д. 1376. Л. 1–3).

[34] Искры : ил. худ.-лит. журнал с карикатурами. № 44 от 10 ноября 1913. Л. 13.

[35] РГИА. Ф. 516. Оп. 1 (219/2728). Д. 38. 1914 г. Л. 793.

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта