RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

Старый альбом
«Шерер, Набгольц и К°» и Царское Село

Автор: старший научный сотрудник,
хранитель фотонегатеки В.Ф. Плауде

Исчезнувшая атмосфера императорской России оживает, когда листаешь старые фотоальбомы. Дворцы, парковые павильоны и их владельцев воспроизводили придворные фотографы В. Лапре, А.К. Ягельский и другие. Заказы Двора выполняло и фотографическое ателье Его Величества «Шерер, Набгольц и К°», существовавшее в Москве с 1860-х годов.

В 1870 году фирму взял в аренду и впоследствии возглавлял много лет известный фотограф А.И. Мей. Кроме прекрасных портретов деятелей литературы и искусства рубежа веков, открыток со сценами из спектаклей МХАТа «Дядя Ваня» и «Три сестры», он выпустил серию открытых писем и фотографий, посвященных городам России. Интересовали Мея и пригороды Санкт-Петербурга, в том числе, Царское Село. Особенный мир одной из самых парадных пригородных резиденций русских монархов, ее облик и происходившие здесь события документально фиксирует альбом «Виды Царского Села» этого замечательного художника-фотографа, изданный в середине 1870-х годов.

Альбом с накладной доской мореной березы, переплет которого украшен узорчатой деревянной резьбой светлого дерева, включает двадцать семь альбуминовых фотографий. Видимо, он был изготовлен фирмой в качестве подарка императору Александру II, так как исторически является частью царскосельской коллекции. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, альбом был эвакуирован в Новосибирск, благодаря чему сохранился. После войны он был возвращен в музей и занимает сейчас достойное место в его коллекции.

Знаток и ценитель архитектуры А.И. Мей мастерски выбирал точки съемки, фиксировал и прорабатывал архитектурные детали парковых павильонов. Учитывая, что многие памятники впоследствии были разрушены или полностью уничтожены, альбом необыкновенно ценен для истории парадной императорской резиденции и ее дальнейшего возрождения.

Уникальна состоящая из двух частей панорама Большого Царскосельского дворца, так как ни одно изображение того времени не представляет здание в таком полном виде. Семь фотографий изображают Камеронову галерею. Среди прочего фотограф запечатлевает длинный застекленный зал с расставленной между колоннами коллекцией бронзовых бюстов древних ученых, поэтов и политических деятелей, собранной императрицей Екатериной II – копий с античных оригиналов, многие из которых находятся ныне в Государственном Эрмитаже.

Две фотографии фиксируют Пандус Камероновой галереи. Пандус («спокойный скат») – пологий спуск в парк, устроенный по распоряжению Екатерины II в 1792-1794 годах архитектором Ч. Камероном, непосредственно из Висячего сада. На уступах спуска были установлены бронзовые статуи Муз – Евтерпы, Каллиопы, Мельпомены, Полигимнии, Талии, Терпсихоры, Урании и Эрато, а также Венеры Каллипиги, Венеры Медицейской, Меркурия и Флоры, но находились они здесь недолго. По указу Павла I в 1798 году скульптуры перевезли в Павловск и установили на Двенадцати дорожках, где они находятся и по настоящее время. Убранные статуи в 1826 году были заменены чугунными вазами-треножниками с чашами для цветов, отлитыми на Петербургском казенном заводе по проекту В.П. Стасова, которые и запечатлел А. Мей на снимках. В самом конце Пандуса видны две колоссальные бронзовые вазы, отлитые по образцам античных. Вазы находились на историческом месте до 1941 года и были утрачены в годы Великой Отечественной войны. Фотография оживляет группа офицеров личного Конвоя императора на дальнем плане. А на снимках Орловских ворот, Красной пекарни и Большого Каприза в кадр попадают караульные будки, около которых с явным удовольствием фотографу позируют гвардейцы.

В романтической дымке на дальнем берегу Большого пруда – «готическое» Адмиралтейство с деревянной пристанью-ангаром перед ним, разобранной в 1920-х годах; крупно, так что виден каждый завиток барочного декора, изображен Грот. А Чесменская колонна и Турецкая баня, попавшие на один снимок, воспринимаются как напоминание потомкам о доблестных страницах истории России.

Фотография фонтана «Девушка с кувшином» напоминает об одном из событий его истории. В 70-х годах XIX века вода, струящаяся из разбитого кувшина, стала постепенно пропадать. Инженер Чернявский проводил изыскательские и ремонтные работы по реконструкции чугунной трубы, соединяющей систему Верхних прудков с прудами на верхнем уступе регулярного парка. В результате на фотографии фоном для фигуры девушки, сидящей на уступе скалы, стал нарисованный пейзаж, изображающий романтический уголок парка.

Живописно отражается в водах пруда Турецкий киоск, построенный в 1777–1781 годах в память о посольстве Репнина в Турцию – памятник, не сохранившийся до наших дней. Лишь по фотографиям сейчас можно судить об облике Фермочки великой княжны Марии Александровны, созданной в 1861 году архитектором И.А. Монигетти для дочери императора Александра II, которой тогда было 8 лет. Маленькая, игрушечных размеров усадьба, представляла собой образцовый сельский двор, построенный из дерева в русском стиле, состоящий из двух изб (чистой и молочной), коровника и птичника с голубятней, с небольшим ледником под кладовой.

   

Фотографии А.И. Мея – неоценимое подспорье для реставраторов. Благодаря альбому мы можем представить, как выглядела пригородная императорская резиденция в 1870-х годах, памятники, существующие в наше время, и те, что навсегда утрачены.

 

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта