RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

ПОСТАВЩИКИ ВЫСОЧАЙШЕГО ДВОРА
ПАРФЮМЕРИЯ И МЕДИЦИНА

Ольга Родионова,
старший научный сотрудник

Сегодня в России не существует парфюмерной отрасли, которая могола бы достойно конкурировать с зарубежными производителями. Сложно поверить, но в начале XX в. российские парфюмеры удостаивались высших наград на всемирных торгово-промышленных выставках, а российская парфюмерная продукция успешно конкурировала с европейскими производителями. Надо признать, что парфюмерное дело стало развиваться в России гораздо позднее, чем в Европе, и при этом большую роль в его становлении сыграли европейские традиции. Вместе с тем, в России парфюмерная отрасль приобрела особую выразительность и колорит.

Родоначальником российской парфюмерии можно считать А. А. Ралле. В 1843 г. на Вятской улице в Москве французским подданным купцом Альфонсом Антоновичем Ралле была построена небольшая парфюмерная фабрика[1]. До этого времени в России существовали лишь так называемые помадные заведения и небольшие парфюмерные лаборатории, которые производили спиртовые эссенции, косметические мази и кремы. Именно поэтому с 1843 г. можно вести отчет существования российской парфюмерии. Маленькое производство разрослось к 1855 г. Продукция Ралле – духи, помада, пудра, мыло – быстро обрела популярность. В том же году компания добилась престижного звания поставщика Двора Его Императорского Величества[2].

К 1856 г. у Ралле появилось двое компаньонов, создавших Торговый дом «Товарищество "Ралле и К°"»[3]. Надо отметить, что в правление также вошел владелец хрустального завода А. Дютфуа, и в 1864 г. началось производство оригинальных флаконов для продукции Рале.

С 1880-х гг. началось производство модных цветочных одеколонов, которые принесли Товариществу большие прибыли.

На Всемирной выставке 1878 г. в Париже продукция Товарищества Высшей парфюмерии была признана «выше всякой награды», а на Всемирной выставке в 1900 г. получила Гран-при[4]. Ассортимент продукции был сравним с ассортиментом лучших западных парфюмерных компаний. Только в 1910 г. «А. Ралле и Кº» произвели 675 наименований парфюмерных товаров[5].

В конце XIX в. к работе в компании приступил Эрнест Бо (1881–1961). Его духи «Царский вереск», «Фея роз», «Букет Наполеона» имели огромный успех.

Во время Первой мировой войны Бо ушел на фронт, после революции он вместе с женой эмигрировал во Францию. К 1920 г. Бо снова занимался любимым делом в Грассе, где создал легендарные духи «Chanel No 5»[6].

После революции «Ралле и Кº» было национализировано и переименовано в Государственный мыловаренный завод № 4.[7]

Золотой век русской парфюмерии неразрывно связан с Генрихом Брокаром. Француз по происхождению, Брокар приехал в Россию в 1861 г.[8] Обосновавшись в России, он полтора года проработал технологом во французской парфюмерной фирме и за это время он изобрел новый способ изготовления концентрата духов. Это было многообещающее открытие, которое могло принести неплохие прибыли, однако Брокар продал изобретение парфюмерной компании «Рур Бертран» и в 1864 г. на вырученные средства открыл в Москве мыловаренную фабрику[9]. Рецепт изготовления кокосового мыла Генрих получил от деда. Фабрика Брокара поначалу выпускала до 60 кусков мыла в день, однако мыло спросом не пользовалось.

Супруга Брокара предложила создавать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, для детей постарше – с буквами алфавита, а для взрослых – разноцветное мыло в виде овощей. Это мыло по цене в одну копейку приобрело неслыханную популярность. По свидетельствам очевидцев, многие юные москвичи выучились читать по «азбуке Брокара». На рынок в разное время вышли такие сорта, как «Янтарное», «Медовое», «Розовое», «Греческое» и «Спермацетное». Эти марки получили в 1865 г. серебряную медаль на Выставке русских производств в Москве[10].

В 1873 г. Брокар встретился с великой княгиней Марией Александровной, дочерью императора Александра II, и преподнес ей в подарок букет из ландышей и фиалок. Цветы были выполнены из цветного воска и надушены ароматическим эссенциями, составленными лично Брокаром. Спустя несколько месяцев московский генерал-губернатор получил от графа Адлерберга бумагу, в которой говорилось: «Государь Император Высочайше изволил разрешить московскому парфюмерному фабриканту и купцу французскому подданному Генриху Брокару именоваться поставщиком государыни Великой Княгини Марии Александровны, с правом употреблять на вывеске вензельное изображение Имени Ея Императорского Высочества»[11].

Сенсацией Всероссийской промышленно-художественной выставки (1882) стал фонтан, где вместо воды использовался новый брокаровский одеколон «Цветочный». Успех московского парфюмера был огромен, посетители выставки не могли пройти мимо такого необычного зрелища: дамы окунали в фонтан свои шляпки, а мужчины – пиджаки[12]. Одеколон «Цветочный» (аромат ландыша, гвоздики и жасмина) стал очень популярен среди магазинных приказчиков, средних и мелких чиновников, купцов и ремесленников. Это были основные потребители продукции Брокара. Одеколон быстро завоевал московский, а затем и российский рынок. Вслед за «Цветочным» были созданы и другие марки духов и одеколонов[13].

Еще один эффектный прием принес Г. Брокару массу новых покупателей. Открывая очередной магазин в Москве (всего их было около десяти), он сообщил через газеты, что весь день набор из 10 предметов – мыла, одеколона, шампуня и др. – будет продаваться за 1 руб. Властям пришлось вызывать дополнительные силы полиции, чтобы предотвратить давку[14].

Апофеозом деятельности Г. Брокара стала Всемирная выставка 1900 г., проходившая на его исторической родине. Продукция «Товарищества "Брокар и Кº"» получила в Париже высшую награду – Гран-при.

После смерти Г. Брокара в 1900 г. Товарищество перешло к его вдове. Вплоть до революции дело Брокаров продолжали их сыновья, добившиеся звания поставщика Двора Его Императорского Величества в 1913 г.[15] К юбилею Дома Романовых в продажу Брокары выпустили духи, созданные парфюмером А. Мишелем, занявшие впоследствии первые места почти на всех международных выставках. Духи назывались «Любимый букет Императрицы».

В 1917 г. фабрику национализировали: легендарная «Империя Брокара» превратилась в Парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5.[16] Позже А. Мишель предложил назвать фабрику «Новая заря», а популярные духи «Любимый букет Императрицы» превратились в «Красную Москву».

Надо отметить, что русские модницы любили и европейскую косметику, особенно были популярны духи фирмы «Coty»[17]. История этой фирмы начинается в 1902 г., когда Ф. Спотюрно переехал в «столицу парфюмерии» Грасс, где стал учеником известного парфюмера и промышленника А. Шири. Спустя два года Франсуа, ставший Коти, вернулся в Париж и организовал маленькую лабораторию. Его «бизнес-идея» оказалась проста: зачем тратить большие деньги на натуральные компоненты, когда бóльшую часть духов можно получить путем синтеза? Так появились его первые духи – «Rose Jacqueminot» («Роза Жакмино»).

В 1905 г. Коти открыл первый магазин в Париже на улице Rue De la Boetie. В том же году появились духи «L'Origan», принесшие Ф. Коти всемирную известность.

Новая эпоха в истории фирмы началась в 1908 г., когда Коти познакомился с известным художником по стеклу и ювелиром Р. Лаликом. Для флакона аромата «L'Effleurt» Лалик придумал сюжет с женщиной, будто бы появляющейся из цветочных лепестков. До этого большая часть парфюмерной продукции продавалась в невзрачных аптекарских пузырьках, у Коти впервые в истории парфюмерии упаковка обрела самостоятельную ценность. Сотрудничество Коти и Лалика продолжалось до самой смерти парфюмера. К началу 1910 г. ассортимент торговой марки «Coty» насчитывал около 20 наименований.

Коти был отличным маркетологом: он первым ввел фиксированные цены на свою продукцию; его стратегией было производство хороших духов в средней ценовой категории. Одним из первых Коти стал выпускать парфюмерные линии: пудра, гель, мыло, масла, бальзам выпускались с одной парфюмерной отдушкой. Коти первым ввел практику бесплатной пробы духов.

С 1910 г. творения Коти начали завоевывать мир. Первый магазин в России Коти открыл в Москве на Кузнечном мосту, были открыты офисы в Лондоне, затем в Нью-Йорке, Мексике, Аргентине и даже в Бразилии.

Духи фирмы «Coty» были популярны в высших слоях общества России, ими пользовались и венценосные особы. Лили Ден вспоминала, что великие княжны «любили цветочные запахи (особенно французской фирмы Coty): Татьяна любила "Jasmin de Corse" («Корсиканский жасмин»), Ольга предпочитала "The Rose" («Чайную розу»), Мария Николаевна то и дело меняла духи, но чаще всего останавливалась на "Сирени", излюбленными же духами Анастасии Николаевны были "Violett" ("Фиалка")»[18].

В 1917 г. Франсуа Коти создал уникальный аромат «Chypre» («Шипр»), который подходил как мужчинам, так и женщинам. Духи обладали настолько характерным ароматом, что послужили отправной точкой в создании «семейства шипровых». В 1920-е гг. Ф. Коти стал одним из самых богатых людей на планете; он создал свыше 130 ароматов, из которых «Chypr» («Шипр») и «L'Origan» стали самыми популярными запахами XX в.

В 1930-е гг., начался закат парфюмерной империи Франсуа Коти, значительную часть средств он стал направлять на поддержку фашистских изданий и националистических организаций, его капиталы стали таять… Последней каплей стал развод с женой, которая отсудила у него часть состояния. В 1934 г. Франсуа Коти умер от пневмонии в одиночестве и нищете.

Многие парфюмерные дома Европы посвящали свои творения России и производили ароматы для Императорского двора и русской знати. Официальным поставщиком Российского Императорского двора и лично великого князя Владимира Александровича был дом «Герлен»[19].

Пьер Франсуа Паскаль Герлен родился в 1798 г. в Нормандии. Его отец был художником, но отправил сына в Англию получать химическое образование. Когда молодой медик-химик вернулся во Францию, он открыл небольшую мыловаренную фабрику, а вместе с ней и аптекарско-парфюмерную лавочку на улице Риволи, 42, в которой продавал свою продукцию. Там Герлен выставил на продажу первые цветочные ароматы «Esprit de Fleures» («Душа цветов») и «Senteurs de Champs» («Полевые тропинки»). В лавочке продавались различные товары: лосьоны для бритья, лавандовая вода, душистая пудра; особой популярностью пользовались парфюмерные композиции, которые Герлен составлял сам.

В 1853 г., в честь бракосочетания императора Наполеона III и Евгении Монтихо, Герлен создал «Eau de Cologne Imperial» (одеколон «Империал»). Аромат одеколона (включающий бергамот, лимон, нероли) поразил императрицу Евгению своей нежностью и изысканностью, за что Герлену был пожалован титул парфюмера Двора Его Императорского величества.

Вскоре к Герлену пришла известность и при других европейских дворах. Ему заказывали духи все европейские монархи. Для императора Александра II Герлен создал «Eau De Cologne Imperial Russe»[20]. Наследниками П. Ф. П. Герлена стали его сыновья Эмме и Габриэль[21].

Особенностью российской парфюмерии являлась ее неразрывная связь с аптекарским делом. С давних пор различные косметические средства, такие как белила, румяна и благовония продавались вместе с травами и лекарствами. Позже в аптекарских лавках стали продавать и парфюмерию. Из среды аптекарей появились многие «громкие» имена российской парфюмерии. К их числу относится и А. М. Остроумов.

«Товарищество парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова»[22] – известное парфюмерное предприятие, принадлежавшее талантливому провизору, родоначальнику лечебной косметики и косметологии в России А. М. Остроумову. В 1885 г. Остроумов изобрел мыло от перхоти, что позволило ему открыть собственную фабрику. Прошло немного времени и Остроумов выпустил крем «Метаморфоза», сделавший своего создателя знаменитым: крем избавлял людей от веснушек и предохранял кожу от загара. Его производство продолжалось более 30 лет. В 1910 г. на Тверской улице Остроумов устроил специальную лабораторию, которая в скором времени переросла в уникальный по тем временам и единственный в мире Институт врачебной косметики. В институте занимались профилактикой и лечением кожных болезней.

Продукция фабрики Остроумова была очень популярна в артистических кругах. Среди ее поклонниц были балерина Тамара Карсавина, певица Надежда Плевицкая, балерина Мария Петипа, актриса Вера Пашенная, певица Антонина Нежданова, Елена Степанова и многие другие.

После революции А. М. Остроумов потерял все капиталы и был вынужден покинуть Россию.

Другой компанией, схожей по профилю с «Товариществом парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова» было Фабрично-торговое товарищество «Р. Кёлер и К°»[23].

Товарищество «Р. Кёлер и К°» возникло в 1862 г. Основал фирму Р. Р. Кёлер. Поначалу фирма выпускала водочные и конфетные эссенции: в 1864 г. Кёлер стал инициатором производства этилового спирта в России. Однако вскоре увлекся идеями земской медицины и разработал проект сельской лечебницы с амбулаторией, хирургический кабинетом и аптекой. В 1872 г. Торговый дом «Роман Кёлер и К°» экспонировал этот проект на московской Политехнической выставке и получил за него диплом и золотую медаль.

В 1882 г. Р. Р. Кёлер организовал в Москве фабрику для переработки сырых продуктов в химические фармацевтические препараты. Продукция фабрики Кёлера была удостоена высших наград на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке (1887), на Казанской научно-промышленной выставке (1890), на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896) и на Всемирной выставке в Чикаго (1893).

Фабрика Кёлера выпускала различные капли, настойки, масла, порошки, мази, пластыри, перевязочные средства.

Особенно прославились разнообразные аптечки – карманные, дорожные, домашние, каретные, сельские. В этих аптечках присутствовали не только лекарства, но и парфюмерные изделия.

В 1893 г. Р. Р. Кёлер основал Фабрично-торговое товарищество «Р. Кёлер и К°». Товарищество имело химико-фармацевтичесую фабрику в Москве, на Вороньей ул., эфирный и мыловаренный заводы – в Хорошеве, стекольный завод аптекарской и парфюмерной посуды – в Вербилках, а также фабрику фотографических пластин на Остоженке в Троицком переулке в Москве.

На Всемирной выставке 1900 г. в Париже Товарищество «Р. Кёлер и К°» было удостоено Гран-при за «Одеколон № 6».

Кёлер скончался в 1907 г. в Берлине, а похоронен он в Москве на Ваганьковском кладбище. Уже после его смерти Товариществу «Р. Кёлер и К°» было присвоено звание поставщика Двора Его Императорского Величества[24]. В 1917 г. фабрика была национализирована и стала Фармзаводом № 12.[25]

Необычной была судьба другой известной «парфюмерной» личности – француза Адольфа Сиу[26]. Он был создателем так называемой «высшей парфюмерии» в России. Сиу обосновался в Москве в 1853 г. и начинал как кондитер – его фабрика располагалась в Москве, за Тверской заставой, недалеко от Белорусского вокзала. Имея довольно приличный доход от кондитерского бизнеса, Сиу имел возможность экспериментировать, его парфюмерия высоко ценилась покупателями и считалась элитной, или, как тогда говорили, «высокой», при этом количество выпускаемых им духов превышало ассортимент одеколона в три раза[27].

К 300-летию Дома Романовых фабрика Сиу выпустила одеколон «В память 300-летия Дома Романовых»; пробка флакона была выполнена в виде Государственного герба Российской Империи. Другими популярными духами стали «Inimitable» («Неповторимый»), «Odor di Femina» («Запах женщины»), «Снегурочка». Фабрика Сиу имела базы и роскошные парфюмерные магазины на всей территории Российской Империи.

Духи и одеколоны производились и продавались даже в старейшей аптеке Феррейнов на Никольской улице в Москве. Старо-Никольскую аптеку, открытую еще при Петре I, К. И. Феррейн приобрел в 1832 г.[28] Получив образование в Московском университете, он все свои знания направил на развитие аптекарского дела в России. В марте 1862 г. Феррейн, к тому времени уже почетный гражданин Москвы, перевел свою аптеку на другую сторону Никольской ул., в дом, приобретенный у купца К. К. Шильбаха (сегодня в этом доме находится Московская аптека № 1)[29]. В 1873 г. уже его сын, В. К. Феррейн, получил от Московского кредитного общества ссуду и арендовал часть соседнего здания, в котором находилась Ремесленная управа. Постепенно все арендуемые помещения были приспособлены для обслуживания посетителей. Именно при В. К. Феррейне аптека стала знаменита. При ней были организованы склады и специальные лаборатории, где проводились бактериологические, гистологические, урологические, гастроэнтерологические, гематологические исследования, а также вскрытия, бальзамирования, анализы почвы, пищевых продуктов, воды. В лабораториях проводились практические занятия по различным фармацевтическим дисциплинам, готовились новые кадры для фармации[30]. Многие из учеников и работников Феррейнов стали магистрами фармации и в дальнейшей своей деятельностью способствовали развитию этой отрасли в России.

Ежедневно аптека обслуживала свыше трех тысяч посетителей. В ней трудились 3 магистра и 97 провизоров[31]. Аптека работала с восьми утра до десяти часов вечера.

В конце XIX в. здание снова перестроили, и оно приобрело свой современный вид – с четырьмя женскими фигурами на фасаде, изображающими богиню Гигею, кормящую из чаши змею, и башенкой на крыше. Аптека Феррейнов была одной из самых крупных не только в России, но и в Европе. В ее великолепных залах с золочеными вазами, дубовыми резными шкафами, мраморными лестницами, канделябрами и статуями можно было встретить людей разного социального статуса. Накануне религиозных праздников в аптеке собирали пожертвования для малоимущих граждан и для детских приютов. Магистр фармации, действительный тайный советник, купец 1-й гильдии В. К. Феррейн состоял еще в городском Обществе попечения неимущих и нуждающихся в защите детей, а также в Московском совете детских приютов[32]. Феррейн и его сын Александр являлись еще и членами Императорского общества акклиматизации растений и животных.

Помимо работы в аптеке Феррейны организовали оптовую торговлю при фармацевтической фабрике в московском Кривоколенном пер., открыли магазины, где продавались аптечные, косметические, парфюмерные, фотографические и другие товары. В Подольском уезде Московской губернии (современный район Бутово) и в Крыму у них были плантации лекарственных трав, в городе Мологи Ярославской губернии – химическая фабрика, а в деревне Нижние Котлы (район метро «Нагатинская») – крупный фармацевтический завод[33].

В 1913 г. аптеке Феррейнов было присвоено звание поставщика Двора Его Императорского величества[34]. В 1917 г. вся семья Феррейнов покинула Россию. В. К. Феррейн умер от инфаркта в 1918 г.

В начале XX в. Россия почти полностью обеспечивала себя парфюмерно-косметическими товарами. В то время различные виды мыла, лосьоны, мыльные и зубные порошки, пудры и, конечно, одеколоны и духи производились в большом количестве и для разных слоев населения. К сожалению, в наше время имена российских парфюмеров почти забыты, недостает исследований и публикаций, освящающих историю парфюмерной отрасли дореволюционной России. В стране нет ни одного государственного музея, посвященного истории парфюмерии.

 


[1] Российский поставщик: государственные символы России: история и современность / Сост.

Г. В. Вилинбахов. М., 2004. С. 108.

[2] РГИА. Электронный справочник поставщиков.

URL: http://www.fgurgia.ru/showObject.do?object=27768113 (дата обращения 23.02.2013).

[3] Российский поставщик… Там же.

[4] URL: http://www.svobodako.ru/default.aspx?s=0&p=270 (дата обращения 15.04.2013).

[5] Кожаринов В. В. Русская парфюмерия. М., 2005. С. 68.

[6] Там же. С. 71.

[7] Во времена Гражданской войны выпускалось только мыло. В 1922 г., когда руководители «номерных» предприятий ходатайствовали о присвоении их заводам собственных имен, Государственный мыловаренный завод № 4 был переименован в Государственную мыльно-косметическую фабрику «Свобода». А в 1930 г. специализацию предприятия сделали более узкой. Парфюмерное производство фабрики «Свобода» было передано фабрике «Новая Заря». «Свобода» сконцентрировалась на производстве мыла – в 1930-е гг. количество его сортов было более 30. Также выпускались зубные порошки, средства для бритья, кремы, гигиенические средства для спортсменов.

URL: http://www.svobodako.ru/default.aspx?s=0&p=270 (дата обращения 15.04.2013).

[8] Кожаринов В. В. Указ. соч. С. 90.

[9] Там же. С. 91.

[10] Там же. С. 93.

[11] Там же. С. 97.

[12] Савинов А., Семенова Н. Русский коллекционер Генрих Брокар // Наше Наследие. 2010. № 93–94. С. 32.

[13] История донесла до нас названия и других духов: «Любит, не любит», «Ландыш», «Дивная сирень», «Таймыр», «Дивный ландыш», «Душистый горошек», «Душа», «Моя мечта»; одеколонов: «Жасмин», «Идеал грез», «Цветущий май», «Новая сирень».

[14] Генрих Афанасьевич Брокар // Биографический справочник Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей.

URL: http://muzeum.me/index.php?page=refer&n=3&nsubj=287 (Дата обращения 23.04.2013).

[15] РГИА. Электронный справочник поставщиков.

URL: http://www.fgurgia.ru/showObject.do?object=27761293 (дата обращения 25.02.2013).

[16] В 1922 г. было создано Государственное объединение (трест) заводов жировой и костеобрабатывающей промышленности («Жиркость») Московского совета народного хозяйства – легендарное ТЭЖЭ. В этот трест вошли многие национализированные парфюмерные фабрики. Некоторое время они выпускали свой товар в том же виде, что и прежде, только на упаковке стояла аббревиатура «ТЭЖЭ».

URL: http://www.casual-info.ru/krasota/kosmetichka/157/2192/ (дата обращения 03.04.2013).

[17] Настоящее имя основателя фирмы Франсуа Коти – Франсуа Спотюрно. Он родился 3 мая 1874 г. в городе Аяччо, на Корсике, в семье обнищавшего землевладельца Жана- Батиста Спотюрно, состоявшего в родстве с Изабеллой Бонапарт, двоюродной сестрой Наполеона. Франсуа рано осиротел и воспитывался бабушкой. Из-за бедности в юности он не мог получить хорошего образования и возрасте 13 лет отправился в Марсель, где устроился продавцом в галантерейную лавку. Затем была служба в армии. Именно на военной службе его заметил Э. Арен, в будущем успешный политик и сенатор в Третьей Республике. Арен пригласил 24-летнего Франсуа на должность своего секретаря. Так в 1898 г. будущий знаменитый парфюмер оказался в Париже. Довольно быстро парижане дали понять молодому провинциалу, что имя его предков звучит слишком сложно, и Франсуа взял более благозвучную фамилию матери – Коти (Coty). URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%F2%E8,_%D4%F0%E0%ED%F1%F3%E0 (дата обращения 29.03.2013).

[18] Ден Ю. А. Подлинная царица. СПб., 1999. С. 63, 64, 70.

[19] РГИА. Электронный справочник поставщиков. http://www.fgurgia.ru/showObject.do?object=27762573 (Дата обращения 20.02.2013).

[20] Ароматы мира. М., 2005. С. 90.

[21] Эмме Герлен так же, как и его отец, получил образование химика в Великобритании. В 1889 г. он создал духи «Jicki». Первоначально Э. Герлен планировал создать мужские духи. Однако новый аромат приобрел огромную популярность и у женщин. Духи соединили в себе свежие ноты бергамота, лимона и лаванды, а также ароматы розмарина и базилика, в основании – острый запах бобов, тонкий и теплый оттенок сандалового дерева. Духи приобрели мировую популярность и стали культовыми. В начале ХХ в. во главе империи Герлена стали его племянники Пьер и Жак. Жак Герлен открыл блистательную страницу в истории дома «Герлен». Им были созданы новые парфюмерные композиции в духе того времени: «Bon Vieux Temps» («Добрые старые времена»), «Voilette de Madame» («Дамская вуаль»), «Le Mouchoir de Monsieur» («Его носовой платок»), «Muguet» («Ландыш»), «Rue de la Paix» («Улица мира»). В 1919 г. Ж. Герлен создал легендарный аромат «Mitsouko» («Тайна» – яп.). Шипровое сочетание ароматов жасмина, розы, пряностей, дубового мха и амбры превратилось в символ дома «Герлен». URL: http://tweedrose.com/publ/o_parfjumerii_v_literature/aristokratija_dukha_o_dukhakh/107-1-0-363 (дата обращения 28.03.2013).

[22] Кожаринов В. В. Указ. соч. С. 141.

[23] Там же. С. 23.

[24] РГИА. Электронный справочник поставщиков. URL: http://www.fgurgia.ru/showObject.do?object=27764638 (дата обращения 26.02.2013).

[25] В 1922 г. по решению Центральной комиссии по переименованию фабрик и заводов Фармзаводу № 12 было присвоено имя первого Наркома здравоохранения РСФСР

Н. А. Семашко.

[26] Кожаринов В. В. Указ. соч. С. 52.

[27] Там же.

[28] Там же. С. 154.

[29] Бирюкова Т . З. Династия аптекарей Феррейнов // Российские аптеки. 2003. № 5. С 37.

[30] Фармаци́я (греч. φάρμακον (через кальку англ. pharmacy) – лекарство и применение лекарств) – комплекс научно-практических дисциплин, изучающих проблемы создания, безопасности, исследования, хранения, изготовления, отпуска и маркетинга лекарственных средств, а также поиска природных источников лекарственных субстанций.

[31] Кожаринов В. В. Указ. соч. С. 155.

[32] Бирюкова Т. З. Указ. соч. С. 38.

[33] Там же.

[34] РГИА. Электронный Справочник поставщиков.

URL:http://www.fgurgia.ru/showObject.do?object=27759129&viewMode=H_10440&link=1&page=150 (дата обращения 27.02.2013).

 

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта