RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

СЕРЕБРЯНАЯ ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА

из коллекции Государственного музея-заповедника «Царское Село»

Автор: Е.Н. Швиглева,
научный сотрудник

В 1959 году из Центрального Хранилища Павловского дворца-музея в фонды Государственного музея-заповедника «Царское Село» поступила серебряная дарохранительница XVIII века. Долгое время эта дарохранительница рассматривалась только как памятник церковной культуры, и история данного предмета была мало известна.

Дарохранительница – один из главных священных предметов в христианском храме, в котором хранятся святые дары – частицы просфор и вино (символизирующие Тело и Кровь Христовы), используемые для причащения. Обычно дарохранительница оформляется как миниатюрный храм, внутри которого находится ковчежец с Дарами. В православной церкви она непременно хранится в алтаре.

На дарохранительнице из коллекции ГМЗ «Царское Село» обнаружены городское клеймо Санкт-Петербурга 1761 года, клеймо пробирного мастера Ивана Фролова, клеймо альдермана Георга Кунцендорфа (Georg Kuntzendorff) и клеймо серебряных дел мастера Иакова Леонардо Лео (Jakob Leonhard Leo), что позволяет установить точную дату и авторство работы.

Иаков Леонард Лео происходил из Кенигсберга, учился в Ревеле[1]. С 1749 по 1773 год И. Л. Лео много и плодотворно работал для императорского двора, исполняя работы в больших формах. Одним из первых его творений в России была серебряная лампада, которую императрица Елизавета Петровна 1 июля 1749 года преподнесла в дар церкви Благовещения Пресвятой Богородицы при Лейб-Гвардии Конном полку.

В 1761 году Лео изготовил серебряную дарохранительницу в виде богато украшенной сени со съемным ковчегом в центре. Внизу на картушах выгравирована надпись: «ЦЕРКВИ ВОЗДВИЖЕНИЯ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА I ЧЕСНАГО СЛАВНОГО ПРОРОКА ПРЕДТЕЧА КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА И СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА».

К 1761 году в Санкт-Петербурге была построена только одна церковь Воздвижения Креста Господня у Ямской слободы[2]. История этой церкви началась с 1740 года, когда прихожане просили разрешения построить новую каменную церковь. Главный престол предполагался во имя Воздвижения Креста Господня в связи с тем, что «такой во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня церкви при СПб. не обретается»[3]. Приделы предполагались во имя Рождества Иоанна Предтечи и Св. Николая. Постройка продолжалась восемь лет, и церковь была готова к сентябрю 1748 года. В описании Крестовоздвиженской церкви 1908 года обозначено: «Изъ предметовъ церковной святыни достопремечательны: …7) дарохранительница на главном престоле Воздвиженского храма, устроенная въ 1851 г., другая въ приделе Рождества Предтечи прошлаго столетiя»[4]. Таким образом, можно утверждать, что сделанная И. Л. Лео дарохранительница была заказана именно для этой церкви.

  

Работая над композицией дарохранительницы, мастер придерживался традиционных сюжетных композиций, разместив у подножия каждой колонны литые фигуры Евангелистов с их символами: Марка – со львом, Матфея – с ангелом, Иоанна – с орлом, а Луку – с тельцом.

Над колоннами на нижнем ярусе купола расположены так же литые фигуры архангелов со Страстями Христа, а на верхнем ярусе купола – торжественные фигуры трубящих ангелов.

Венчает купол царская корона на подушке, что является интересной особенностью этой дарохранительницы. В интерьерах храмов царским венцом короновали резные золоченые киоты с иконами и Царское место, что придавало церкви большую торжественность и роскошь. Вероятно, создавая дарохранительницу, мастер стремился органично вписать ее в пышный интерьер. Для придания короне легкости и воздушности Лео поместил ее на подушку с узорным чеканным орнаментом, в который включены стразы.

  

На лицевой стороне дарохранительницы автор показывает ряд Святых Праздников, изображение которых дается последовательно снизу вверх. Первым праздником изображена «Тайная вечеря» – последняя трапеза Иисуса Христа с учениками. Апостолы представлены потрясенными вестью о предстоящем предательстве. С помощью жестов и поз героев художник умело передал драматизм происходящего.

На ковчеге изображен евангельский сюжет «Положение во гроб» (Оплакивание Христа). Богородица, воздевая руки к небу, скорбит над прикрытым плащаницей телом Христа. С ней оплакивают сына Божьего два ангела, утирающие слезы.

  

На куполе дарохранительницы помещен сюжет «Воздвижение честного Креста Господня». Этот христианский праздник отмечается 14 (27) сентября в честь обретения императрицей Еленой, матерью императора Константина Великого, креста, на котором был распят Иисус Христос, и возвращении его в главную христианскую церковь Иерусалима. На переднем плане изображен иерусалимский епископ Макарий, возносящий с помогающими ему церковнослужителями Крест Господен. Справа от них, чуть ниже, облаченные в царские одежды стоят император Византии Константин Великий с матерью Еленой. Картуш купола украшен сценой «Вознесение Христа».

Еще один сюжет из земной жизни Иисуса Христа – «Моление о чаше» – помещен в картуше на оборотной стороне купола. Мастер изобразил Иисуса Христа в молитвенном преклонении перед Богом Отцом. Христос просит отвести «чашу» грядущих страданий.

В центре купола – образы святого Иоанна Предтечи (Крестителя) и святителя Николая Чудотворца. Лики святых и их одежды – епитрахили выполнены мастером с удивительным правдоподобием.

Вся дарохранительница богато украшена растительным орнаментом, что придает ей праздничный вид.

Это произведение церковного искусства является характерным памятником своей эпохи, показывающим слияние светской барочной пышности с торжественностью и строгостью церковного убранства.

В 1771 году И. Л. Лео создал аналогичную дарохранительницу для церкви Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади, которая хранится теперь в Государственном Русском музее.

В советскую эпоху, во времена церковных гонений, разрушения храмов, изъятия государством у церкви предметов из драгоценных металлов с целью их продажи и переплавки, дарохранительнице из Крестовоздвиженской церкви посчастливилось уцелеть. Решением Леноблисполкома от 11 июня 1938 года Крестовоздвиженская церковь была закрыта. Дарохранительница оказалась в Антирелигиозном музее в Исаакиевском соборе, где хранилась в фондах до 11 января 1954 года. Затем ее передали в Павловский дворец-музей в Центральное Хранилище, откуда в 1959 году она поступила в фонды Государственного музея-заповедника «Царское Село»[5].


[1] Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство его центры и мастера XVI–XIX вв. М., 1974. С. 288.

[2] Сегодня пересечение Лиговского пр. и Обводного канала.

[3] Лавры, монастыри и храмы на св. Руси. Вып. 4. СПб.: С.-Петербургская епархия., 1908. С. 126.

[4] Там же. С. 129.

[5] Павловский дворец-музей. Центральное Хранилище. Особая кладовая. Инвентарная книга № 5. С. 78.

© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта