RUS / ENG На главную
Поиск по сайту
Гостевая книга Карта сайта
Екатерининский дворецЕкатерининский паркАлександровский дворецАлександровский парк

«Царскосельское фотоателье», 08.06.2013

8 июня в музее-заповеднике «Царское Село» вновь открылась для посетителей выставка «Царскосельское фотоателье». Необычная экспозиция разместилась в павильоне «Верхняя ванна» в Екатерининском парке. Среди экспонатов – исторические фотографии, мундиры, дамские платья, мебель, а также фотоаппараты и камеры из царскосельских фотоателье, действовавших до 1917 года. Частью выставки станут фотосеансы ­– желающих сфотографируют в зале, в парке или на скамье у живописного пруда.

 

Выставка, организованная совместно с государственным центром фотографии «РОСФОТО», рассказывает об истории появления фотоателье в Царском Селе, роли царского двора в формировании моды на фотографию, а также о том, как «августейшая семья» способствовала повышению качества дагеротипов и фотографий.

Великая княжна Елена Владимировна и принц Николай Греческий в день бракосочетания
в Портретном зале Большого Царскосельского дворца (Царское Село. Фотограф Л. Городецкий. 1902).

Возникновение искусства фотографии относится к 1826 году, когда появился первый снимок, выполненный Жозефом-Нисефором Ньепсом на оловянной пластине. В 1839 году француз Луи-Жак Манде Дагер (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром, который он назвал дагеротипией. В России расцвет дагеротипии, получившей у нас название «светопись», пришелся на время правления императора Николая I.

– Фотографирование стало любимым занятием и для императорской семьи, которая, как любая другая, создавала фотохронику своей жизни. В период, когда только зарождался репортаж, подданные могли узнать о жизни августейших особ по иллюстрациям в периодической печати и по фотографиям, – говорит главный хранитель ГМЗ «Царское Село» и куратор выставки Лариса Бардовская.

С 1840-х годов публичную жизнь царской семьи освещали известные профессиональные фотографы, среди них – Карл Бергамаско, Андрей Деньер, Сергей Левицкий, Анаклиет Пазетти, Александр и Иосиф Оцупы. Каждый из них получил официальное право именоваться «поставщиком и придворным фотографом», для чего необходимо было в течение 8–10 лет изготавливать карточки членов императорской фамилии. Уже со времени правления Александра II большинство фотографий царской семьи предназначалось для тиражирования в прессе.

Расцвет фотографического искусства пришелся на время правления императора Александра III. В тот период фотография составила конкуренцию портретной и пейзажной живописи. Фотографированием увлекались и члены семьи императора Николая II. Профессиональные «светописцы» давали уроки мастерства вдовствующей императрице Марии Федоровне – известной поклоннице этого вида искусства, великому князю Сергею Александровичу, Николаю II, Александре Федоровне и их детям. В 1860-х годах в Александровском парке был устроен фотографический павильон. Именно здесь впоследствии семья Николая II занималась фотографией.



Закладка Реального училища в Царском Селе 5 мая 1901 года
(Царское Село. Фотоателье «К. Е. фон Ганн и К°»).

Возможность самим составить летопись семьи, запечатлеть как растут и взрослеют дети, побуждало Николая II и Александру Федоровну браться за фотографический аппарат. Сохранившиеся снимки, выполненные ими, фрейлиной императрицы Анной Вырубовой и другими близкими семье людьми, иллюстрируют повседневную жизнь Романовых.

Благодаря сохранившемуся фотографическому материалу, мы имеем возможность проследить семейные и государственные события императорской фамилии: свадьбы, рождения детей, военные парады, приезды почетных гостей. Искусство мастеров светописи XIX–начала XX века создало художественный образ царствования Романовых, в том числе, последнего императора, жизнь семьи которого отражена в кадрах фотохроники.

Портретирование всегда было одним из самых популярных видов фотографической деятельности. Поход к фотографу требовал особого настроя, подготовки, продуманного костюма, сосредоточенности. Существовали модели, по которым строилось изображение: портрет в профиль означал спокойный характер; поворот в три четверти – грациозность и изящество.

Целью фотографа и заказчика было сделать на снимке «красивое лицо», поэтому кроме продумывания позы и грамотной организации освещения, широко применялась ретушь, что вызывало постоянное противостояние между сторонниками «чистого искусства» и мастерами-портретистами, желающих угодить клиенту. Одним из мастеров, стремившихся к естественности и непринужденности, был Карл Булла. По свидетельствам очевидцев, Булла первым из фотографов просил своих моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!».

На лето ателье переезжали в дачные районы и пригороды столицы. В 1866 году был издан указ, разрешающий открытие фотоателье в Царском Селе. Здесь в разное время располагались мастерские Михаила Козловского (ул. Конюшенная, д. 16), Вильгельма Лапре (ул. Московская, д. 21), Александра Ягельского, которому принадлежала фирма «К. Е. фон Ган и К» (ул. Широкая, в доме Бернаскони).

Мастера-портретисты XIX–начала XX века оставили богатое фотографическое наследие, их работы, безусловно, – явление художественной культуры.

   

Выставка с фотосеансами будет работать до 30 сентября 2013 года.

← вернуться

Архив выставок
© Государственный музей-заповедник Царское Cело. Правила использования материалов сайта