Skip to main content
11.11.2020

В нашей реставрационной рубрике сегодня рассказываем об одном из интерьеров Александровского дворца на жилой половине императрицы Александры Федоровны – Палисандровой гостиной. 

Интерьер получил свое название благодаря палисандру – ценной породе тропических деревьев рода дальбергия (лат. Dalbergia), имеющей высокую плотность и богатую цветовую гамму: цвет может варьироваться от светло-коричневого с розоватым оттенком до тёмно-коричневого с фиолетовыми прожилками. Характерной особенностью этой древесины считается крайне медленный рост – полноценный зрелый ствол формируется почти двести лет. Палисандр обладает высокой влагоустойчивостью и износостойкостью, отличается высокими декоративными качествами, хорошо поддаётся механической обработке. Из этого материала в гостиной императрицы были выполнены панели, камин, карнизы и мебель. 

Верхняя часть стен жилого интерьера была обтянута шелковой тканью желтоватого цвета без рисунка, которую специально заказывали во Франции у знаменитой фирмы Charles Burger. Работы, которые проводила фирма Романа Мельцера параллельно с отделкой Сиреневого кабинета, завершились в 1895 году.

Полки и столики гостиной так же, как и в соседнем кабинете, были заполнены памятными вещицами, среди которых – статуэтки, вазочки, мелкая пластика. Кроме того, интерьер украшали семейные фотографии, живописное полотно и акварели с видами Гессен-Дармштадта – родины императрицы. 

Книги на немецком, английском и французском языках, расставленные на этажерках, в основном относились к классике зарубежной литературы. Среди них – «Ожерелье принцессы Флоримунды» Мэри де Морган, «Мисс Эсперанс и мистер Уичерли» Лиззи Аллан Паркер, «Неведение отца Брауна» Гилберта Честертона, «Сторона ангелов» Бэзила Кинга, «Розалинда в Арденнах» Генри Марриотт-Уотсона, «Долина страха» Артура Конан Дойла, «Антиквар» Вальтера Скотта, «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» Готхольда Лессинга, «Ундина» Фридриха де ля Мотт Фуке.

В Палисандровой гостиной были установлены два телефонных аппарата, один из которых в годы Первой мировой войны соединял дворец со Ставкой.  

Поскольку столовая на половине императора вскоре стала выполнять функции Приемной, обеды для семьи зачастую подавались именно в Палисандровую гостиную.

В данный момент на основе иконографического материала и исторических образцов в Палисандровой воссоздана настенная ткань, портьеры, панели и камин из палисандра, украшенный зеркалами с фацетом (декоративными скосами по краю зеркала).

В ходе реставрации было принято решение о воссоздании рам к живописным полотнам, находившимся в этой гостиной и сохранившимся в музейном собрании. Трудность реконструкции этих рам заключалась в том, что они, как многие рамы во дворце, изготавливались по индивидуальным заказам художников, а их эскизы или рисунки не сохранились, поэтому для воссоздания привлекались исторические документы, фотографии и описания. 

Работы в интерьере продолжаются: по утвержденному проекту скоро начнется изготовление комплекта мебели для гостиной; научные сотрудники музея занимаются поиском и подбором предметов быта, фарфора, произведений живописи, интерьерной скульптуры – взамен утраченных в годы Великой Отечественной войны и оккупации г. Пушкина.