Skip to main content

Царскосельская янтарная мастерская 

ООО «Царскосельская янтарная мастерская» – уникальное объединение российских камнерезов, ювелиров и других специалистов, созданное специально для воссоздания Янтарной комнаты Екатерининского дворца.
 
Работы по восстановлению царскосельского дворцового ансамбля, начатые сразу после Великой Отечественной войны, велись под руководством архитектора А.А. Кедринского. Однако о восстановлении Янтарной комнаты реставраторы не помышляли. Источники, на основании которых можно было бы вести эту работу, были крайне малочисленны. Главной же причиной было отсутствие в Советском Союзе школы янтарного дела.

Однако, в 1979 году Совет Министров СССР вынес постановление о воссоздании Янтарной комнаты. Через два года на базе Научно-производственного объединения «Реставратор» была создана Янтарная мастерская, а в 1983 году открылось финансирование проекта из государственного бюджета. На этот момент коллектив мастерской насчитывал всего 5 человек. Однако предстоящая работа требовала усилий гораздо большего количества профессионалов. Набор сотрудников осуществляли сами мастера, стоявшие у истоков проекта.

С 1994 года «Царскосельскую янтарную мастерскую» возглавляет Б.П. Игдалов -- художник-реставратор высшей категории, художественный руководитель работ по воссозданию картин из цветных камней в технике флорентийской мозаики.

Профессиональная деятельность Б.П. Игдалова почти 30 лет связана с освоением и развитием традиций русского камнерезного искусства. Воссозданию первой флорентийской мозаики интерьера Янтарной комнаты «Зрение» предшествовали несколько пробных работ, выполненных Б.П. Игдаловым в 1986 году, а обобщение накопленного опыта отразилось в  работе «Методика воссоздания флорентийских мозаик». В 1993 году мозаика «Зрение» была завершена, и произведение Б.П. Игдалова  принята экспертами с высокой оценкой.

Заслуга Б.П. Игдалова как реставратора, прежде всего в том, что была разработана методика камнерезного искусства, определяющая технологию, инструментальную базу, методы нахождения цветового решения в работе с камнем и  другие факторы производства,  являющиеся основой для создания изделий в технике флорентийской мозаики.

Сравнение второй воссозданной мозаики «Осязание и обоняние» с подлинной, обнаруженной в Бремене в 1997 году,  показало, что российские реставраторы не уступают в этом искусстве флорентийским камнерезам  XVIII века.

Профессиональные и организаторские способности Б.П. Игдалова во многом способствовали успешной реализации проекта восстановления Янтарной комнаты на завершающем этапе, когда немецкая фирма «Рургаз АГ» стала эксклюзивным спонсором окончания работ по восстановлению уникального интерьера, выделив на эти цели 3,5 млн. долларов США. Детальное знание технологического процесса  производства  позволило Б.П. Игдалову разработать напряжённый график поэтапного выполнения работ, который неукоснительно соблюдался. С этой целью была эффективно решена проблема технического переоснащения «Царскосельской янтарной мастерской», включая современную компьютерную базу для исследования исторических материалов.

Сегодня ООО «Царскосельская янтарная мастерская» – художественное предприятие, один из крупнейших в нашей стране и Европе научно-реставрационных центров по изучению, реставрации и реконструкции произведений из янтаря и твёрдого камня.

Царскосельскими мастерами выполнялась реставрация  предметов из коллекций Оружейной палаты Московского Кремля, Русского музея, музея-памятника «Исаакиевский собор», музея-заповедника «Царское Село», музея янтаря в г. Варде (Дания), замка Кепениг (Германия) и других российских и зарубежных музеев. В мастерской создаются и авторские работы, такие как цикл икон в технике флорентийской мозаики и янтарного набора для резиденции Президента РФ в Кремле.

Воссоздание Янтарной комнаты, интерес к которой остаётся неизменным и сегодня, показало, что в мире появилась и сохранена уникальная российская школа реставраторов, возродившая утраченные ремёсла и технологии XVII–XVIII веков – создание многоцветных художественных изделий из янтаря и камнерезное искусство в технике флорентийской мозаики.