Skip to main content

Court Carriages at Tsarskoe Selo

CLOSED JAN 1-TBA

Выставка «Придворный экипаж в Царском Селе» с 1990 года размещается в историческом здании бывшей «Дежурной конюшни», построенном в 1824 году по проекту архитекторов В.П. Стасова и С.Л. Шустова. Сообразно своему предназначению здание в плане имеет подковообразную форму.

На выставке представлена коллекция из 25 императорских экипажей работы русских и западноевропейских мастеров XVIII – XIX веков. Большая ее часть – это парадные кареты, принимавшие участие в торжественных церемониях русского Двора. Как и вся обстановка таких действий, они служили особой цели – демонстрации богатства и могущества власти и самого государства. На выставке так же представлены прогулочные, городские кареты, детские экипажи и сани, которые в свое время были предметами личного императорского обихода; трудно переоценить их мемориальное значение и ценность как произведений каретного мастерства.

Уникальные экипажи всегда были предметом особой гордости и заботы. В 1860 году в Санкт-Петербурге на Конюшенной площади был открыт Придворно-конюшенный музей в здании, специально спроектированном для этой цели архитектором П.С. Садовниковым.

После расформирования музея, в 1920-х годах, часть этой коллекции поступила в Царское Село. До 1930-х годов собрание карет в Царском Селе размещалось на Камероновой галерее, в Гроте и в бывшей Дежурной конюшне. Пережив блокаду Ленинграда под сводами Висячего сада Эрмитажа, часть коллекции в 1969 году вновь поступила на хранение в Екатерининский дворец-музей. После масштабной реставрации, в 1971 году на Камероновой галереe была открыта выставка из 14 экипажей.

Помимо парадных и повседневных экипажей в залах экспозиции демонстрируются сохранившиеся до наших дней предметы парадного выезда и дорожного быта. В соответствии с декоративным стилем эпохи экипажи пышно оформлялись резными и бронзовыми скульптурными композициями, прихотливыми орнаментами, аллегорическими живописными панелями, расшитыми золотом тканями и даже сверкающими стразами.

Так, в 1856 году, к коронации императора Александра II, петербургскими фабрикантами Х. Тацки, братьями Фробелиус и братьями Яковлевыми были изготовлены десять карет в стиле «рококо», которые оценивались в 17 000 рублей серебром за каждый экипаж.

Карета коронационная четырехместная Александра II. Мастерская Х. Тацки. 1856 год

К середине XVIII века в штате Конюшенного двора насчитывалось около 250 мастеров различных специальностей, как русских умельцев, так и иностранных специалистов; возглавлял придворные мастерские знаменитый «седельный и каретный» мастер И.К. Букендаль. Его руке принадлежит самая старинная карета на выставке (около 1762 года). Кузов кареты необычайно красив и сложен, золоченые резные завитки барочного орнамента покрывают все конструктивные части. Известно, что эта карета была в составе коронационного поезда императрицы Екатерины II.

Карета четырехместная Екатерины II. Мастерская И. К. Букендаля. До 1762 года

Еще одним парадным экипажем эпохи Екатерины Великой является так называемая Юсуповская карета, привезенная в 1783 году из Лондона князем Н.Б. Юсуповым. Отметки о ремонте экипажа, сохранившиеся в архивных документах, сообщают нам даты торжественных событий, в которых участвовал экипаж: свадьба великого князя Константина Павловича, коронации императоров Павла I, Александра I и Николая I.

Карета четырехместная, так называемая Юсуповская карета, привезенная  в 1783 году из Лондона князем Н.Б. Юсуповым

Эта элегантная двухместная карета была изготовлена в 1866 году на фабрике К.К. Неллиса для великой княгини Марии Федоровны (1847–1928), урожденной датской принцессы Марии-Софии-Фредерики-Дагмары, супруги будущего императора Александра III. Сделанная по последнему слову техники, она обладает легкой конструкцией и мягким ходом, в том числе и благодаря только что вошедшим в употребление каучуковым шинам.

Двухместная карета великой княгини Марии Федоровны. Мастерская  К. К. Неллиса. 1866 год   Вид двухместной кареты великой княгини Марии Федоровны изнутри

Все экспонаты выставки позволяют проследить историю каретного дела на протяжении двух столетий.