Перейти к основному содержанию

РЕСТАВРАЦИЯ. ТУАЛЕТНАЯ

07.10.2020

Продолжаются работы по воссозданию личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле и прилегающих к нему помещениях. Одно из них – Туалетная, которую в документах XVIII – XIX веков называют Уборной. 

Когда-то уборными называли комнаты во дворцах и особняках, где хозяева одевались и причёсывались, прежде чем выйти к гостям, а также принимали просителей. Именно в уборной за туалетом приняла императрица капитанскую дочку Марью Ивановну Миронову, приехавшую ранней осенью 1773 года в Царское Село просить о царской милости для своего жениха. У Ивана Миодушевского есть картина «Вручение Екатериной II письма Марье Мироновой» (1861, Третьяковская галерея), на которой запечатлена эта сцена. Правда, здесь изображён совсем другой интерьер, поскольку события пушкинской повести происходят за несколько лет до начала работ по созданию и отделке комнат императрицы в царскосельском дворце.

Уборная Екатерины размещалась в южном крыле дворца, на втором этаже, примыкала к Зубовскому флигелю и соединяла комнаты приватные (Опочивальня, Рафаэлевская) и парадные (Лионский, Китайский залы). Её оформление шло по проекту преимущественно Чарлза Камерона и было завершено к 1783 году. Впоследствии, в 1818-м, Василий Стасов, приспосабливая Уборную для Елизаветы Алексеевны, обновил и несколько видоизменил некоторые декоративные детали, а в 1860-х ряд ремонтных работ произвёл Ипполит Монигетти, подготавливая комнату для Марии Александровны – она использовала её как спальню. Однако в целом художественный замысел Камерона сохранили.

Главным украшением Уборной были размещённые между пилястрами 103 прямоугольные, круглые и овальные чернолаковые вставки в обрамлении изящных позолоченных орнаментов из папье-маше. Орнаменты представляли лиры, вазы, гирлянды, завитки аканта, грифонов с козлиными рогами и сфинксов с женскими головами. На вставках были изображены «женские античные фигуры», букеты, пейзажи, мифологические и библейские сцены. Орнаменты и живописные вставки выполнил «резного и золотарного дела» мастер Жан-Батист Боде-Шарлемань.

В комнате размещались три зеркала, изготовленные на Назинских стеклянных заводах. Одно – на угловом беломраморном камине. Второе – большое, в юго-западном углу, было установлено на потайную дверь, ведущую в ретирадное место. Ещё одно – между окнами. 

Штучный паркет, выполненный по рисунку Камерона «столярного дела мастером» Иоганном Кимелем в 1783 году, состоял из ценных пород дерева, дополненных цировкой. 

Одним словом, это была чудесная светлая комната, изысканно украшенная живописью и золочёными орнаментами. Их рисунок заимствовали из новейших европейских гравюр и книг по архитектуре – не зря Екатерина писала своему постоянному европейскому корреспонденту барону Гримму, что для украшения её новых апартаментов «будет исчерпана вся её любимая библиотека».

Уборная была уничтожена во время войны, как и другие интерьеры Екатерининского дворца. Однако акварельный рисунок Эдуарда Гау «Спальня Марии Александровны в Большом Царскосельском дворце» (1860-е гг.) и несколько довоенных фотографий сохранили облик этого помещения. Сейчас именно они служат основным иконографическим источником при воссоздании интерьера.

Кроме рисунка и фотографий, в распоряжении реставраторов имеется несколько чудом уцелевших подлинных деталей убранства. В декабре 1947-го из Берлина удалось вернуть десять (из 103-х) похищенных чернолаковых живописных вставок. Сохранились дверные полотнища с золочёными орнаментами из папье-маше – одно полностью, второе – на две трети высоты. Эти орнаменты для нас особенно ценны. Во-первых, использованные в них декоративные мотивы повторялись на антаблементе. Во-вторых, они дают возможность уточнить невидимые на рисунке и фотографиях подробности.

Реставраторы, научные сотрудники ищут в архивах и библиотеках материалы, которые смогут помочь в воссоздании интерьера. Например, что нам известно о росписи плафона Уборной? К сожалению, пока ничего. На акварели Гау и довоенных фотографиях середина потолка не видна – для воссоздания живописи сотрудникам придётся искать аналоги. 

По довоенной чёрно-белой фотографии нам известен рисунок паркета Уборной. Однако понять, из какой именно древесины он был изготовлен, невозможно. На помощь пришла историческая справка, составленная ещё в 1940-м научным сотрудником Зинаидой Скобликовой, которая своими глазами видела подлинный паркет, а также обращалась за консультацией к мастеру-краснодеревщику Погодину. Благодаря их работе мы знаем, что для изготовления паркета были использованы отделанные цировкой красное дерево, палисандр, клён и кавказский орех.

К сегодняшнему дню проведены архивные изыскания, выполнены обмеры и исследование помещения, ему возвращены первоначальные габариты, изучены иконографические и вещественные материалы, составлен эскизный проект.