Перейти к основному содержанию

40 лет назад завершена реставрация Большого зала

13.10.2020

В этом году исполнилось 40 лет с момента открытия после реставрации самого большого интерьера Екатерининского дворца – двусветного Большого зала площадью около 1000 квадратных метров. Летом интерьер наполнен солнечным светом, играющим на позолоте, а вечером зажигаются 696 электрических свечей, расположенных по сторонам от зеркал.

Во время Великой Отечественной войны, как и другие дворцовые интерьеры, зал был почти полностью разрушен. Средняя и северная части плафона и половина резного золоченого декора погибли. Очевидцы, оказавшиеся в Большом зале в июле сорок пятого, вспоминали, что сквозь обгоревшие стропила перекрытий было видно небо.

Проект реставрации Большого зала разработал архитектор Александр Александрович Кедринский. Отделку интерьера возрождали в течение 20 лет, с 1960 по 1980 год. Научные сотрудники музея Елена Сергеевна Гладкова, Вера Владимировна Лемус, Людмила Михайловна Лапина, сотрудники ГИОП Вера Николаевна Кузовникова и Римма Дмитриевна Люлина подготовили научную документацию: подобрали архивные документы, фотографии, исторические чертежи. Архитекторы ГИОПа Наталья Дмитриевна Кремшевская и Иван Петрович Саутов осуществляли постоянное руководство и контроль за проводимыми работами.

Деревянную золоченую резьбу восстанавливали по сохранившимся фрагментам скульптор Лилия Михайловна Швецкая и бригада резчиков под руководством Алексея Константиновича Кочуева. Паркет выполнен бригадой Евгения Федоровича Кудряшова по авторским чертежам Франческо Растрелли и сохранившемуся фрагменту из мореного и светлого дуба.

Над воссозданием плафонной живописи под руководством Якова Александровича Казакова работали художники-реставраторы Борис Николаевич Лебедев, Виталий Геннадьевич Журавлёв и Иван Арестович Алексеев. С 1968 года, в течение трёх лет, они трудились над созданием эскизов для монументальной композиции. По сложности и масштабу воссоздание плафона Большого зала не имело аналогов в мировой реставрационной практике.

В 1953–1954 годах при реставрации Михайловского замка были обнаружены считавшиеся утраченными боковые части плафона Большого зала – «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы» кисти Джузеппе Валериани. Мастера обратили внимание на грубо обрезанные края и предположили, что обе эти живописные композиции были когда-то частью огромного плафона, из которого их вырезали и разместили на новом месте. Действительно, после расчистки на обоих полотнах под вензелями Павла I проявился написанный ранее вензель Елизаветы Петровны – Е I. Научные изыскания подтвердили, что «Аллегория Победы» и «Аллегория Мира» – боковые части живописного плафона «Аллегория блаженства царствования императрицы Елизаветы Петровны», выполненного по эскизам Валериани и украшавшего до 1783 года потолок Большого зала.

Благодаря этой находке было принято решение реставрировать плафон в первоначальном виде, вернув в Екатерининский дворец две сохранившиеся живописные композиции. При возрождении центральной части плафона помогли сохранившиеся наброски, рисунки и описание плафона с расшифровкой всех аллегорий.

Подготовительная работа потребовала детального изучения иконографических материалов, освоения художественных приёмов Валериани, особенностей колорита его полотен, характер живописной манеры. Как вспоминал Борис Николаевич Лебедев, особая сложность заключалась в том, что необходимо было добиться единой тональности воссозданной центральной части плафона «Триумф России» с подлинными боковыми композициями «Аллегория Победы» и «Аллегория Мира». Наверное, в это время и пришло понимание того, насколько старые мастера учитывали все тонкости живописи на потолках дворцовых залов, которая удивительным образом реагировала на все природные явления и даже на смену времён года: трава зеленила её, белый снег выявлял многоцветье плафона, а краски осени вносили особую мягкость в цветовую гамму. Колористическое решение всей композиции было найдено, и границы между оригиналами и восстановленным центром плафона исчезли. 

Если предшественники разбивали плафон на части, и каждый его фрагмент писали на подрамнике, то современным мастерам пришлось преодолеть и трудности технического характера: подниматься на леса, писать на холсте прямо в зале. Больше двадцати минут никто не выдерживал: затекали руки, ноги, шея, начинала болеть спина. Но после короткой передышки работа продолжалась. 

Живописцы завершили этот огромный труд в 1976 году. Художественный совет, собиравшийся 56 раз в течение времени восстановления плафонной живописи Большого зала, плафон принял.

10 июля 1980 года Государственная комиссия приняла работу по реставрации и воссозданию художественной отделки Светлой галереи – так называли Большой зал в XVIII веке.