Перейти к основному содержанию
10.02.2020

Музей-заповедник «Царское Село» продолжает формировать комплект предметов из знаменитого Рафаэлевского сервиза, созданного на Императорском фарфоровом заводе в конце XIX – начале ХХ века. Музей приобрел тарелку на аукционе Christie's и теперь стал обладателем девяти вещей этого парадного ансамбля.

– Тарелка входила в состав большого парадного сервиза, который заказал для Царского Села в 1883 году император Александр III. Она относится к числу поздних произведений, так как изготовлена спустя двадцать лет после начала создания этого столового комплекта. Однако это не умаляет ее достоинств: тарелка выполнена в сложной технике гризайли, – говорит хранитель фонда «Фарфор» ГМЗ «Царское Село» Елена Еремеева.

На тарелке изображены сидящий на камне обнаженный юноша в накидке, а также путти в трех круглых медальонах по борту. По сложившейся традиции остальное поле изделия украшено арабесками, растительным орнаментом, фантастическими животными и меандром. Как и все предметы сервиза, тарелка отмечена особой золотой маркой: Н II 1903. 

Рафаэлевский сервиз стал одним из лучших сервизов Императорского фарфорового завода XIX века. Изготовленный с 1883 по 1903 год, он мысленно переносит его созерцателей к знаменитым Лоджиям Рафаэля в Ватикане.

Теперь музей владеет чашкой, блюдцем, двумя тарелками и четырьмя икорницами из единственного парадного ансамбля времени Александра III. Все произведения будут выставляться на тематических выставках и в интерьерах Екатерининского дворца.

Рафаэлевский сервиз – самый значительный парадный ансамбль конца XIX – начала ХХ века. Его создавали на Императорском фарфоровом заводе специально для Царского Села по заказу императора Александра III. Мастера приступили к работе в 1883 году, а завершили ее 20 лет спустя, в царствование Николая II. Ежегодно, по мере изготовления сервиза, новые изделия представляли императорам в числе подарков к Рождеству.

Предметы украшены орнаментальными и аллегорическими композициями по мотивам Лоджий Рафаэля, состоящими из арабесок, лиственных гирлянд и изображений мифологических персонажей.

В отчетах завода не указан автор проекта. Эскизы разрабатывались под руководством заведующего живописной мастерской Императорского фарфорового завода Л. Шауфельбергера. В музее мануфактуры сохранились рисунки отдельных предметов с подписями С. Романова и М. Матвеева. 

Насыщенная и красочная роспись Рафаэлевского сервиза – типичный образец продукта историзма в художественном фарфоре и одна из наиболее мастерских стилизаций орнаментов Возрождения. Каждый предмет уникален. Варьируются лишь цветные фоны, орнаментальные композиции и сюжетные мотивы. Индивидуальность отдельной вещи отмечена особой маркой, разработанной специально для Рафаэлевского сервиза. Это золоченый вензель императора, украшенный прорисованным геометрическим узором.

Судьба распорядилась так, что этот комплект никогда не был в царскосельской летней резиденции. В 1903 году сервиз на 50 персон сдали на хранение в сервизные кладовые императорских дворцов и Дворцового управления. Спустя год его передали в Аничков дворец в распоряжение императрицы Марии Федоровны. Предметы, заказанные специально для Царского Села, появились здесь спустя сто с лишним лет после создания фарфорового шедевра.