Перейти к основному содержанию
30.03.2020

Коллекцию музея-заповедника «Царское Село» пополнила афиша к юбилейной выставке, посвященной 200-летию Царского Села. Это одна из малоизвестных работ инженера Владимира Лангвагена. Раритет передала музею хранитель фонда живописи Лариса Бардовская.

200-летие Царского Села отмечалось в 1910-м. Выставка проходила с 10 августа по 5 октября 1911 года. Благодаря покровительству Николая II она получила статус всероссийской. На ней демонстрировались достижения в области сельского хозяйства, промышленности, образования, торговли, благотворительности, охоты, спорта. В грандиозной экспозиции, развернутой в парковых павильонах, нашли отражение история резиденции и города. 

Инженер Владимир Яковлевич Лангваген, только принятый на государеву службу, создал афишу выставки. Он сделал попытку совместить в рисунке исторические образы с настоящим и будущим: на фоне силуэта Камероновой галереи в вечернем небе летят самолеты.

Главная экспозиция размещалась на Камероновой галерее и включала несколько разделов. Выставка была призвана показать уровень развития России в области искусства, образования, медицины, быта, промышленности и сельского хозяйства. В павильонах царской летней резиденции экспонировались новинки техники: холодильники, электрические установки, осветительные и медицинские приборы и другие технические новинки.

– Выставка проходила на фоне старинных дворцов, рядом с которыми начинали возводиться здания в любимом Николаем II «русском стиле» в духе архитектуры времен первых Романовых. И в них стилизация форм и декора сочеталась с применением новейших материалов и инженерных решений, – говорит Лариса Бардовская.

Посетители выставки, вдохновленные увиденным, мечтали о будущем города. Один из них писал в газете «Царскосельское дело» (№ 28, 1910): «Итак, с 25 июля 1910 г. наш чудный город вступил в 201-ый год своего существования… До следующего 300-летнего юбилея не дожить даже нашим детям, и лишь правнуки будут приветствовать его наступление. Остановимся несколько на дерзновенной мысли загадать, что будет в 2010 году? Не надо быть большим пророком, чтобы предвидеть, что Царское Село сольется с Павловском и втянет в себя все соседние, близлежащие деревни Кузьмино, Александровка, Новая деревня, Тярлево, Белозерки, Комиссаровка, Аракчеевка и пр. Вспомним, какое множество открытий и изобретений принесли нам последние годы, отсюда мы можем с уверенностью утверждать, что жизнь наших дальних потомков будет происходить при обстоятельствах далеко непохожих на наши. Весьма вероятно, что вследствие постепенно смягчающегося климата, Петербург останется скованным льдом на 1–2 месяца, но в 2010 г. уже не будет недостатка в таких технических средствах, которые дали бы возможность побороть и это сравнительно кратковременное сокращение навигации. Значение Петербурга будет поддержано рельсовой линией, проведенной из нового незамерзающего северного порта, …который сделается начальным пунктом Великой Транс-Российской железной дороги с двумя разветвлениями: одно на далекий Юг, а другое на далекий Восток. Столь знакомые нам локомотивы отойдут в область преданий, и по рельсам побегут электровозы. Конное движение будет вытеснено механическими двигателями, а лошади останутся в мелких сельских хозяйствах. Автомобили и автобусы, собирающие в наши дни толпы зевак, никого больше удивлять не станут, ибо войдут в обыденную жизнь. Высоко над Царским Селом едва заметными точками поплывут правильными рейсами воздушные дилижансы по таким трактам: Петербург – Берлин, Париж и Лондон, Петербург – Константинополь, Петербург – Пекин, Петербург – Калькутта. Пониже к земной поверхности в слоях атмосферы забороздят воздух бесчисленные аэропланы, конструкции которых будут настолько же совершеннее теперешних аппаратов, насколько современный бициклет не похож на своего уродливого прототипа – быстрокат 1814 г., изобретенный бароном Драйзом».

Владимир Яковлевич Лангваген (1880–1943) – гражданский инженер – родился в Пинском уезде Минской губернии в семье чиновника почтово-телеграфного ведомства. В 1909-м окончил Пинское реальное училище, затем петербургский Институт гражданских инженеров императора Николая I. Его архитектурные проекты были отмечены золотой медалью. Завершив обучение, уехал на родину, а в 1911-м был причислен к технико-строительному комитету Министерства внутренних дел и принят на службу в Царскосельское дворцовое управление на должность инженера по дорожной части. Лангваген строил в Царском Селе частные особняки, дачи, усадьбы. За экспериментальное мощение мостовой по новой технологии его наградил Николай II. После революции 1917-го Лангваген продолжал жить и работать в Детском Селе. Он был востребованным специалистом, его деятельность прослеживается вплоть до 1926 года. Позднее, в 1930-х, он преподавал в Детскосельском отделении сельскохозяйственного института, работал в различных трестах зеленых насаждений и дорог Ленсовета. Умер в мае 1943-го в блокадном Ленинграде. Похоронен на лютеранском участке Волковского кладбища.

Афиша будет храниться в фондах музея и участвовать в тематических выставках, первая из которых откроется в июне этого года в Музейно-выставочном центре «Россия – моя история». Выставка будет посвящена 310-летнему юбилею Царского Села.