Перейти к основному содержанию
12.04.2020

Ровно год назад – 12 апреля 2019-го – открылась после завершения реставрации церковь Воскресения Христова Екатерининского дворца. Архитектурный шедевр XVIII века, созданный по проекту Франческо Растрелли, продолжает приоткрывать свои тайны. Только сейчас научным сотрудникам музея удалось установить иконографический источник образа «Исцеление расслабленного». 

Икона «Исцеление расслабленного» (художник Г. Дерябин, 1753) – это единственная сюжетная религиозная картина, сохранившаяся в придворной церкви после фашистской оккупации. Она расположена в верхнем ряду южной стены центрального зала и выполнена на основе сюжета Евангелия от Матфея (гл. 9). Сюжет рассказывает о том, как Христос исцелил парализованного человека. Икону нашли в 1944-м, когда город Пушкин был освобожден от оккупантов; все послевоенное время холст находился в хранилище живописи. В 2018-м, в процессе работ по воссозданию убранства церкви, икону реставрировали и вернули церковный образ на его историческое место.

– Мы установили, что иконографический источник этого произведения – гравюра «Исцеление расслабленного» из Библии Вейгеля 1695 года издания. Композиционное решение, трактовка и число персонажей в живописной работе Дерябина полностью соответствуют гравюре нюрнбергского художника. Исключением является лишь то, что в связи с удлиненным вертикальным форматом картины в ней увеличена верхняя часть и введена декоративная завеса, – говорит начальник Отдела научной литературы и библиографии ГМЗ «Царское Село» Наталья Коршунова.

Кристоф Вейгель Старший (Christoph Weigel the Elder, 1654-1725) – ювелир, гравер, картограф и издатель из Нюрнберга, выпустил несколько иллюстрированных Библий, пользовавшихся большой популярностью и в России. Европейские иллюстрированные Библии пришли на смену Лицевому иконописному подлиннику. Они обозначили новый этап церковного искусства, когда традиционную иконопись с ее богословским содержанием и изобразительным символизмом сменила религиозная живопись, которая ориентировалась прежде всего на историческое прочтение священных текстов и их реалистическое изображение. 

Эту тенденцию нового церковного искусства можно наблюдать и в придворной царскосельской церкви. Вместо традиционных икон здесь присутствовала религиозная живопись, которая ориентировалась на иконографические источники в Лицевых Библиях.

– Образ «Исцеление расслабленного» показал направление, по которому следует искать иконографические источники для воссоздания остальных живописных произведений церкви, утраченных во время оккупации. Мы благодарим за консультацию в этом вопросе профессора кафедры теории и истории церковного искусства Московской духовной академии Олега Ростиславовича Хромова, – отмечает Наталья Коршунова.

Из 114 икон XVIII – начала XX века, написанных на холсте или дереве, сохранились четыре: «Иоанн Дамасский», «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил» и «Исцеление расслабленного». При реставрации отделки и убранства церкви для иконостаса современные художники написали более 40 икон. Ориентиром для их работы была акварель Эдуарда Гау, черно-белые довоенные фотографии, а также живопись Николо-Богоявленского морского собора в Санкт-Петербурге и Андреевской церкви в Киеве.