Перейти к основному содержанию
08.06.2020

Множество благодарных откликов получил музей после онлайн-лекции «Помнить. Нельзя забыть». Заместитель директора по научной работе Ираида Куртовна Ботт рассказала в том числе о том, как в годы Великой Отечественной войны сотрудники эвакуировали и сохранили предметы из музейной коллекции. И о том, что музею важны сведения о тех, кто работал здесь в 1930–1950-е годы.

Среди почти 110 тысяч слушателей лекции оказалась Светлана Ремовна Ножеева – двоюродная внучка довоенной сотрудницы Екатерининского дворца-музея Евы Борисовны Дравиной. Она предложила передать в дар книги с автографами Дравиной.

Известно, что в 1937 году Ева Дравина заведовала Научным отделом Екатерининского дворца-музея. В 1938-м она входила в состав местной комиссии по инвентаризации музейных ценностей. Имеющиеся в архиве музея работы Дравиной свидетельствуют о том, что и после войны она работала в Екатерининском дворце. Ее более подробную биографию сотрудники музея выяснят после снятия режима самоизоляции.

– Для нас очень важно изучение истории Екатерининского дворца как музея. Сотрудники, работавшие здесь, – неотъемлемая частью его жизни. К сожалению, по понятным обстоятельствам – война, оккупация, в наших архивах практически не сохранились сведения довоенного времени, а после войны, на руинах, мало кто фиксировал свою жизнь и деятельность, и уж совсем не сохранилось фотоматериалов. Зная многие имена, мы не знаем этих людей в лицо, – говорит Ираида Ботт.

Светлана Ремовна поделилась несколькими фотографиями своей двоюродной бабушки, копии которых она готова предоставить музею. Одна из них датируется 1937 годом. На другом снимке – послевоенный портрет.

Кроме того, она написала небольшие семейные воспоминания о своей родственнице: «Родилась она [Ева Борисовна] под Минском, в городке Пуховичи в еврейской семье. В семье было трое детей. Ева (старшая), Соня (средняя) и Бася (младшая). Наша родная бабушка Софья Борисовна в 1932 г. вышла замуж и переехала в Ленинград, где на Лермонтовском проспекте, около Большой Хоральной синагоги родился мой отец Рем Рафаилович. Дальше – начало войны. Где была Ева Борисовна мы не знаем, к сожалению. Сохранилась открытка, написанная рукой Евы Борисовны, в эвакуацию моему отцу. Отец очень тепло и по-сыновьему трогательно относился к Еве Борисовне, как к родной матери, называя её «мама Ава», т. к. в детстве не мог выговорить букву «Е». Так это смешное детское прозвище закрепилось за Евой Борисовной. После эвакуации Софья Борисовна вернулась в Ленинград. Но квартира, где они проживали до войны, оказалась занята другими людьми. Ева Борисовна приняла сестру и прописала их у себя в Правом полуциркуле Дворцов-музеев, о чем сохранилась архивная справка. Затем они переехали в Левый полуциркуль по адресу Комсомольская ул., д 5. Мой дед умер в 1942 г., поэтому отец после войны рос в семье двух сестер, которые оставались для него всегда самыми близкими людьми. Другой семьи и других детей у Евы Борисовны не было. Сохранилось довоенное фото 1937 года, где отец – в окружении двух сестер, Евы Борисовны и Баси Борисовны, которая вероятно приехала из Белоруссии навестить сестер и племянника. 

Ева Борисовна, по нашим сведениям, в 1954 году скончалась на отдыхе в родном городе Пуховичи, где и похоронена.

Я [Светлана Ножеева] росла в городе Пушкине. На стене в нашей комнате всегда висела большая фотография Евы Борисовны в деревянной раме. Вместо детских книг (их тогда было очень мало) у меня были книги с фотографиями из дворцов и парков нашего города и пригородов. Книг было много, разных форматов и разных издательств. Много книг было посвящено пушкинскому дворцу и парку. Каждое воскресенье, это было как ритуал: мы с папой и мамой нарядно одевались и шли гулять по Екатерининскому и Александровскому парку, посещали дворцы или просто отдыхали. К сожалению, ни отец, ни бабушка Софья Борисовна не любили вспоминать то тяжелое время. Вот немногое, что сохранилось в памяти нашей семьи о том времени».

Искренне благодарим Светлану Ремовну за отклик и ценные сведения. Обращаемся ко всем с просьбой поделиться фотографиями и сведениями о своих родственниках, которые работали в Екатерининском и Александровском дворцах.