Перейти к основному содержанию

Портрет и судьба Марии Румынской

13.06.2020

В собрании фонда живописи нашего музея долгое время привлекал своей загадочностью небольшой этюд молодой элегантной дамы с цветком белой лилии в руке, исполненный на картоне в технике пастели с латинской монограммой в левом нижнем углу и датой «98». До последнего времени монограмму читали как сочетание русских букв «БК», что не указывало ни на одного из известных русских художников. Также не сохранилось никаких сведений о происхождении пастели, приобретенной музеем у частного лица в 1985 году.

Хранитель коллекции живописи Лариса Бардовская установила, что портрет в технике пастели – работа известного немецкого живописца Фридриха Августа фон Каульбаха (1850–1920). Он изобразил принцессу Марию, которую в семье звали Мисси – внучку императора Александра II, будущую королеву Румынии. В отличие от парадных портретов пастельные этюды художник нередко подписывал монограммой из соединенных трех букв FAK (Friedrich August Kaulbach) – в точности, как на царскосельском этюде. Определение имени автора облегчило дальнейшую атрибуцию. Среди многочисленных портретов Каульбаха обнаружился групповой портрет дочерей герцога Альфреда Саксен-Кобург-Готского и великой княгини Марии Александровны – дочери императора Александра II (1893).

– Пастельный портрет Мисси полностью повторяет ее образ на семейном портрете. Пастель датирована 1898 годом – временем, когда Мария уже жила с мужем – кронпринцем Фердинандом в Румынии и была матерью двоих детей. Ее сестры Виктория-Мелита и Александра тоже уже были замужем. Можно предположить, что пастельный портрет был создан Каульбахом для Марии в память о счастливых днях юности, – объясняет Лариса Бардовская. 

Мария с мужем нередко посещали Санкт-Петербург, останавливаясь в Александровском дворце в Царском Селе. У Марии было множество разных увлечений. Мисси была азартной наездницей и в то же время коллекционировала живопись, отдавая предпочтение картинам прерафаэлитов, прекрасно рисовала и увлекалась учением модного в теософских кругах Европы индийского философа Кришнамурти (1895–1986). Она любила цветы, и сама их разводила и выращивала. Мария много путешествовала по миру. К тому же она была наделена писательским талантом. Выпустила в переводе на английский язык сборник румынских сказок, легенд и песен. Наибольший интерес представляют ее мемуары «The Story of My Life» (История моей жизни), где она описывает, в том числе, свое пребывание при русском Дворе. Во время Первой мировой войны Мария Румынская стала в Европе одним из символов милосердия. 

Жизнь Марии Румынской – одной из самых романтических фигур начала ХХ века – была тесно связана с Россией, Царским Селом и ее царственными родственниками. 

– Вновь выявленный портрет принцессы Марии Эдинбургской работы Каульбаха перестал, наконец, быть анонимным предметом музейной коллекции, именно тогда, когда завершается реставрация комнат на жилой половине Александровского дворца, которые еще хранят память об этой очаровательной принцессе и королеве. Она проводила здесь счастливые дни в кругу русской части своей интернациональной семьи, – говорит Лариса Бардовская.