Перейти к основному содержанию

Александровский дворец. Реставрация. Мавританская

16.09.2020

Продолжаем нашу новую рубрику о реставрации рассказом о Мавританской уборной – одном из самых необычных интерьеров половины Николая II в Александровском дворце, где сейчас завершается реставрация.

Свой оригинальный облик Мавританская (ее также называли Уборной, Бассейной императора) приобрела в 1896–1897 годах при переоформлении интерьера по проекту архитектора графа Николая Ивановича де Рошефора. Несколькими годами раньше под его руководством был построен Беловежский дворец, предназначенный для высочайшего присутствия в сезон охоты. Его новаторским интерьером стала ванная комната с бассейном, послужившая образцом при проектировании аналогичного помещения в Александровском дворце. 

– В интерьере гармонично сочетались яркие изразцы в восточном стиле, украшавшие камин и стены вокруг бассейна, метлахская плитка, которой был выложен пол перед бассейном, кессонированный потолок, ажурная перегородка из клена и циновка из японского тростника на стенах. Пол был застелен пестрым ковром. Мастера товарищества «Торговый Дом ϴ. Мельцер» изготовили необходимую мебель: диван, обитый кожей, с подушками и валиками, два вида табуретов в «восточном» стиле, столик с трельяжем, умывальник на подстолье, турник для гимнастических упражнений, стойки для тростей и охотничьих ружей, – говорит научный сотрудник ГМЗ «Царское Село» Анна Тарханова.

Главной частью Мавританской уборной был облицованный белым кафелем бассейн на 7 тысяч ведер воды, он и дал второе название интерьеру – Бассейная. Его устройство в Александровском дворце было связано с назначением Николаю II водных процедур и массажа струями душа «Шарко».

Для функционирования бассейна архитектор создал сложную инженерную систему, она состояла из водопроводных и сточных труб, водонагревательного котла с принадлежностями, трех баков для воды, располагавшихся в специальном помещении цокольного этажа дворца, непосредственно под Бассейной.

В Мавританской уборной, за дверью по границе со стеной коридора, находился туалет. Представление о внешнем виде этого не самого общедоступного помещения сохранила кинохроника 1918 года, в которой запечатлена первая экскурсия в Александровском дворце.

Убранство интерьера утрачено в годы Великой Отечественной войны. В последние годы перед закрытием дворца на реставрацию здесь находилось выставочное помещение с паркетным полом, окрашенными стенами и белым потолком. Поэтому реставрация здесь начиналась практически с нуля. В 2017 году при проведении демонтажных работ мастера обнаружили под полом чашу бассейна, а в ней – значительное количество фрагментов керамической плитки стен, метлахской плитки, относящихся не только к отделке Мавританской, но и других интерьеров жилой половины дворца. Выявленные фрагменты дали реставраторам представление о колористическом решении отделки интерьеров, реконструируемых по черно-белым фотографиям 1930-х годов. Благодаря этой счастливой находке облицовку стен Мавританской уборной реставраторы воссоздали во всем ее полихромном многообразии и с максимальной точностью.

Несколько фрагментов подлинных плиток включены в отделку Мавританской; чаша бассейна и ведущие в него ступени сохранили часть исторической кафельной облицовки.

В ходе реставрационных расчисток стен были выявлены несколько небольших фрагментов оригинального фриза, что позволило уточнить цветовое решение декоративной росписи, рисунок которой определили по черно-белым довоенным фотографиям.

В 2018–2019 годах воссозданы архитектурные элементы отделки помещения: деревянные панели стен и обшивка потолка, кафельная плитка стен, «мавританского» камина с декоративными нишами (в них находились светильники Фаберже, переданные в 1956-м в Русский музей), резная перегородка. Воссоздана отделка помещения туалета. По исторической иконографии изготовлены занавесы и большой напольный ковер.

Благодаря помощи Генерального консульства Японии в Санкт-Петербурге в скором времени в Японии будет приобретена оригинальная циновка, аналогичная той, которая украшала стены Мавританской.

В данный момент на основе имеющейся иконографии и музейных инвентарных описаний 1938-1940 годов ведется проектирование несохранившихся предметов мебели и сантехнического оборудования (кранов и механизмов для впуска воды в бассейн).