Перейти к основному содержанию
23.09.2020

Продолжаем рассказывать о реставрации Александровского дворца – она ставит перед научными сотрудниками музея вопросы, требующие ответа.

В стене Гардеробной, смежной с Мавританской, на уровне существовавшей когда-то антресоли после снятия штукатурки обнаружили нишу с устроенным в ней шкафом.

Какое отношение этот шкаф в Гардеробной Николая II имеет к алькову в спальне великих князей Николая и Михаила Николаевичей, располагавшейся в западном флигеле дворца и изображенной на акварели Ивана Вольского в XIX веке?

Ответить на этот вопрос и объяснить происхождение находки реставраторов помогли документы, находящиеся в РГИА, обнаруженные сотрудником нашего музея, экскурсоводом Светланой Булановой.

В 1820–1830-х годах в комнатах первого этажа восточного флигеля разместили сыновей императора Николая I – цесаревича Александра Николаевича и великого князя Константина Николаевича. Цесаревич занимал комнаты, выходившие окнами в парк и на Кухонный корпус, а его брат – комнаты окнами на парадной двор. В 1841-м Александр Николаевич женился и переехал в Зубовский флигель Большого Царскосельского  дворца. Великий князь Константин Николаевич в 1842 году писал  Василию Жуковскому: «Вы спрашиваете, как мы были размещены в Царском Селе с тех пор, как Саша переехал в Большой дворец. Мы с братьями занимаем целое крыло. Я в моих прежних комнатах, братья в комнатах Саши…»

Спальня десятилетнего Николая и девятилетнего Михаила Николаевичей располагалась в комнате, обозначенной на плане № 72 (см. изображение 2/4 вверху). В  конце XIX века она станет Сиреневым кабинетом. Помещение имело два окна и поперечную перегородку, делившую его на две равные, в одно окно каждая, части. В одной располагался небольшой альков, в другой, по всей видимости, уборная комната с туалетом. В 1842 году император Николай Павлович отдал распоряжение о переделке этой комнаты. Поперечную перегородку разобрали и сделали новый альков (изображение 4/4)

Наступил 1848 год. На 30 августа была назначена свадьба великого князя Константина Николаевича с принцессой Александрой Фредерикой Саксен-Альтенбургской, принявшей в России православие и получившей имя Александры Иосифовны. К этой дате для молодых под руководством архитектора Ипполита Монигетти заново отделали комнаты первого этажа восточного флигеля. Александре Иосифовне отвели комнаты великих князей Николая и Михаила, а Константин Николаевич остался в своих прежних покоях.

Высочайше были утверждены следующие переделки: перенести перегородку и альков с аркой из спальни великих князей Николая и Михаила Николаевичей через коридор в противоположную комнату, занимаемую великим князем Константином Николаевичем, сделать антресоль над перегородкой и проделать дверь из соседней комнаты для хода на антресоль.

Альков «переехал» в комнату, обозначенную на плане № 65 (она через полвека станет Мавританской Николая II), а великих князей – 17-летнего Николая и 16-летнего Михаила – переселили в западный флигель. В спальне юношей в западном флигеле (№ 40) было велено «сделать новый альков во всем подобный переносимому». Его и изобразил на акварели художник Вольский в 1856 году.

Устроенный в 1842 году в востоном флигеле альков в августе 1848 года переместили из спальни великих князей Николая и Михаила через коридор в комнату их старшего брата Константина и установили на некотором расстоянии от смежной с коридором стены. 

В образовавшемся пространстве с одностворной дверью в коридор, которой пользовалась прислуга, разместили ванну и устроили над ней антресоль. Для входа на антресоль пробили проем для одностворной двери в стене из соседней Гардеробной (над которой также была антресоль).

Великий князь Константин Николаевич после свадьбы проживал в Александровском дворце недолго. В 1849-м он получил в наследство от дяди Михаила Николаевича Павловск, и дальнейшая его жизнь была связана с этим дворцом. В восточном флигеле в разное время жили фрейлина Тютчева, гофмейстер князь Вяземский с супругой, останавливались приезжавшие ко Двору министры.

В конце 1873-го комнаты восточного флигеля получили новую отделку к свадьбе дочери императора Александра II – великой княжны Марии Александровны и герцога Альфреда Эдинбургского. В них они провели первые три дня семейной жизни после венчания, состоявшегося 11 января 1874 года. Для герцога были устроены комнаты на бывшей половине великого князя Константина Николаевича. В Уборной комнате по-прежнему находился альков.

Очередные  изменения  произошли здесь в 1895 году, когда хозяином Александровского дворца стал император Николай II. При нем сохранилось распределение покоев первого этажа восточного флигеля: слева от коридора разместилась женская половина – комнаты императрицы, справа – императора.  Назначение комнат тоже не менялось.

Одним их первых указаний Николая II, касавшихся его половины, было распоряжение от 30 марта 1895 года, предписывавшее поставить в Уборной «ванну, …сделать ясеневую обивку». Стены комнаты оклеили новыми обоями по образцу прежних, заменили драпировки, исправили мебель. И в таком виде Уборная с альковом просуществовала еще год.

Летом же 1896 года комната получила совершенно новое оформление. Для устройства бассейна, спроектированного инженером графом де Рошефором, находившийся здесь 48 лет альков разобрали, дверь на  антресоль со стороны Мавританской заложили кирпичом, оштукатурили и покрасили. Уборная стала Бассейной – одним из самых необычных дворцовых интерьеров.

В это же время дверной проем в Мавританскую из Гардеробной  на уровне существовавшей там антресоли закладывают, но не на всю толщину стены, оставляя нишу для устройства шкафа (лишних мест для хранения не бывает даже в императорских дворцах). А под слоем штукатурки шкаф, вероятнее всего, оказался когда дворец ремонтировали после Великой Отечественной войны. Антресоль в Гардеробной к этому времени уже не существовала, и встроенный шкаф, расположенный чуть ли не под потолком, использовать было невозможно. И долгие десятилетия Александровский дворец хранил тайну, связанную с альковом, появившимся в его стенах в далеком 1842 году.