Перейти к основному содержанию
19.11.2020

В июне 2020 года стартовал совместный выставочный проект нашего музея и Санкт-Петербургского мультимедийного Исторического парка «Россия – моя история». Экспозиция «История в предметах» знакомит посетителей с трехвековой историей летней парадной императорской резиденции и ее венценосными владельцами. Ноябрь представлен портретом Петра I кисти Генри Пирса Бона. 2 ноября 1721 года царь Петр Алексеевич провозглашен императором Петром I. Как известно, именно ему Царское Село обязано своим рождением.

В 1710 году Петр I подарил своей супруге Екатерине Алексеевне шесть мыз (усадеб с сельскохозяйственными постройками) – в том числе и Сарскую. Не сохранилось ни описаний этой шведской мызы, ни ее изображений. Деревянные хоромы и службы располагались на месте нынешнего дворца, на гребне возвышенности, спускавшейся к речке Вангази. Речка была запружена, благодаря чему выше плотины возник обширный пруд, на месте которого впоследствии был создан Большой пруд. Вода из пруда приводила в действие мельницу, которая просуществовала до 1720-х годов.

Сразу после того, как владелицей Сарской мызы стала Екатерина Алексеевна, начались работы по ее восстановлению, а затем по расширению и перепланировке. Одной из первых забот царицы было устройство в хоромах домовой Екатерининской церкви, а затем, в 1716 году, – постройка деревянной Успенской церкви. С этого момента Сарская мыза стала называться в документах не мызой, а Царским или Сарским Селом.

Возвращаясь к миниатюрному портрету Бона (35 х 25 см), нужно заметить, что он повторяет один из ранних портретов Петра Алексеевича художника Генри Неллера (1646–1723), выполненный в Англии во время пребывания там молодого русского царя.

Изображение соответствует тому, как описал его внешность в 1698 году итальянский певец Филиппе Балатри: «Царь Петр Алексеевич был высокого роста, скорее худощавый, чем полный; волосы у него были густые, короткие, темно-каштанового цвета, глаза большие, черные, с длинными ресницами, рот хорошей формы, но нижняя губа немного испорченная, выражение лица прекрасное, с первого взгляда внушающее уважение».

Подробности об этом и других музейных экспонатах – на сайте виртуальной выставки «История в предметах», совместного проекта нашего музея и мультимедийного исторического парка «Россия – моя история».