Перейти к основному содержанию
01.02.2021

Музей-заповедник «Царское Село» передал музею-заповеднику «Гатчина» 19 предметов: один – на постоянное, 18 – на временное хранение. Четыре из них – из исторической коллекции Гатчинского дворца. Остальные предметы специально отобраны в фондах царскосельского музея для того, чтобы дополнить экспозицию гатчинского. Договор передачи подписали сегодня руководители двух музеев: Ольга Таратынова и Василий Панкратов.

На постоянное хранение в экспозицию Гатчинского дворца вернулся мраморный барельеф с изображением Екатерины II, на временное хранение переданы бронзовые скульптуры «Лисинский медведь», «Шотландский охотник с убитой лисицей в руках» и «Бегущий охотник с собаками» из исторической коллекции Гатчинского дворца-музея

– Наши музеи связывает общая драматичная судьба – военные разрушения и долгая история восстановления.  После Великой Отечественной спасенные предметы пригородных музеев находились в объединенном хранилище пригородных музейных фондов. Оттуда они распределялись по музеям далеко не всегда в соответствии с «исторической пропиской». Сегодняшнее событие – важный шаг в решении вопроса музейной реституции. Музеи сами идут навстречу друг другу. Мы считаем правильным передавать коллегам на временное и постоянное хранение предметы, чтобы они экспонировались в родных стенах. Для нас этот вопрос тоже актуален, так как в этом году откроем для посетителей после реставрации первую очередь Александровского дворца, – сказала директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

– Идёт колоссальными темпами реставрация Гатчинского дворца. Мы каждый год что-то открываем. А коллекции у нас практически нет, нам нечем заполнять эти залы. Хотя все музейщики заинтересованы, чтобы Гатчинский дворец открыл как можно больше помещений. Но помещения не могут быть пустыми, они должны содержать какие-то предметы, а лучше - именно те предметы, которые здесь были исторически, если эти предметы сохранились. Постоянный диалог музеев о том, какие предметы могут перемещаться в пространстве – это необходимая и насущная задача, – отметил директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов.
 
Главный раритет в числе переданных предметов – барельеф «Екатерина II» XVIII века скульптора Джованни Антонио Чибеи. При первом владельце дворца Григории Орлове, а также с середины XIX века и до 1941 года скульптурный портрет императрицы занимал центральное место в Туалетной Марии Федоровны. В белоснежном мраморе скульптор изобразил государыню в горностаевой мантии, с Андреевской звездой на груди. Голову Екатерины II венчает малая корона, а причёска украшена эгретом – ювелирным украшением, похожим на брошь. Рама из жёлтого мрамора как будто вторит золоченому багету подобных живописных парадных портретов императрицы. После открытия Туалетной в 2007 году место барельефа над камином долгое время пустовало. Последние годы музей-заповедник «Царское Село» несколько раз предоставлял мраморный портрет в Гатчину для временной экспозиции. Теперь он вернулся на своё историческое место.

Остальные предметы будут экспонироваться в Арсенальном зале. Это самое просторное помещение Гатчинского дворца, его площадь – свыше 600 квадратных метров. В ХIХ веке во время пребывания императорской семьи в Гатчине Арсенальный зал становился центром дворцовой жизни. 

Среди переданных экспонатов есть несколько скульптур и скульптурных групп, которые до 1941 года были в экспозиции Гатчинского дворца. Три из них объединены темой охоты – традиционным и любимым занятием многих членов императорской семьи, в том числе императоров Александра II и Александра III. Бронзовые скульптуры выполнены в реалистичной манере выдающимися скульпторами-анималистами второй половины XIX века Николаем Либерихом и Пьером-Жюлем Мэном. Для кабинетной пластики этого периода характерна точная передача внешнего вида животных, а также эмоциональности и динамики персонажей.

Особенно интересна скульптура «Лисинский медведь». Она создана на основе реальной истории, которая произошла с Александром II на охоте близ деревни Лисино (сейчас – Лисино-корпус) в 1865 году, о чём на подставке даже есть накладка с надписью. В честь счастливого избавления от опасности в схватке императора с медведем художник Либерих выполнил эту фигуру, которая была отлита на бронзолитейной фабрике Роберта Кохуна в Санкт-Петербурге. Скульптура медведя была необычайно популярна, неоднократно тиражировалась, в том числе в чугуне. Была представлена в списке произведений Н.Либериха на Лондонской международной выставке в 1872 году. В Арсенальном зале Гатчинского дворца она занимала особое место, для нее даже специально был заказан металлический кронштейн.

Скульптурная группа «Шотландский охотник с убитой лисицей в руках» выполнена в Париже французским скульптором Мэном в 1861 году. Центральный персонаж – охотник, который держит в поднятой руке добытый трофей. До эвакуации была выставлена в комнатах Александра II в Арсенальном каре Гатчинского дворца (интерьер не сохранился).

Скульптурная группа «Бегущий охотник с собаками» западноевропейской работы также изображает сцену охоты – бегущего юношу с охотничьим рогом через плечо, который держит на привязи двух собак. До эвакуации была также выставлена в комнатах Александра II.

Среди переданных предметов мебельного убранства – напольные часы (Великобритания, вторая половина XVIII века) и две подставки (Россия. 1910-е гг.). Эти вещи типичны для обстановки особняков и дворцов второй половины XIX века, где часто можно было встретить предметы различных стилей, времени и назначения, а кроме того, предметы такого типа как раз и находились в Арсенальном зале.

Кроме того, в Гатчину «переехали» шесть подсвечников, выполненных из металла и позолоченной бронзы, а также чернильный прибор (Россия, конец XIX века). Это типичные «кабинетные» вещи своего времени, которые можно было увидеть в жилых интерьерах русской аристократии.