Перейти к основному содержанию
10.02.2021

Продолжаем рассказывать о реставрации интерьеров Александровского дворца. Сегодня речь о Парадном кабинете Николая II.

В 1902–1904 годах параллельно с работами по Кленовой гостиной императрицы Александры Федоровны фирма Романа Мельцера проводила строительство, отделку и меблировку Нового или Парадного кабинета государя. По распоряжению Александры Федоровны все работы должны были быть исполнены по точным расчетам и чертежам, которые представляли на рассмотрение Технического комитета, организованного при Кабинете Его императорского величества. 

Просторный, на четыре окна, кабинет императора имел антресоль с мраморными колоннами немецкой фирмы Duckerhoff & Neumann (Нассау, Рейнланд-Пфальц, Германия), которая соединялась с антресолью Кленовой гостиной. Интерьер отапливался выписанными из Вены каминами. Для освещения кабинета разработали несколько типов электрических светильников. В них использовались лучшие технологические достижения русских ученых Александра Ладыгина и Вернера фон Больтона, а также наработки General Electric. Мельцер оформил интерьер плафонами с пестрыми стеклами в «стиле Тиффани». Эти «фонари-тюльпаны» цилиндрической формы из цветного стекла не сохранились, но хорошо видны на фотографиях, что позволяет реставраторам в точности их воссоздать. 

Потолок кабинета был отделан красным деревом, а стены выкрашены мастичной краской глубокого сине-зеленого цвета и расписаны по трафарету орнаментальными фризами вокруг кафельной облицовки над камином и ниши сзади стола. Окраску стен антресоли выполнили в светло-палевых тонах с таким же трафаретным орнаментом.

Важный декоративный элемент убранства покоев императорской половины, в том числе Парадного кабинета, – восточные ковры, закупленные или поднесенные в дар. В Новом кабинете Николая II на полу были большие персидские ковры; они лежали поверх сшивного ковра малинового цвета.            

Пространство вдоль северной стены, украшенной камином с синими рельефными изразцами, занимал бильярдный стол. Его изготовили по русским стандартам, разработанным и внедренным в производство петербургским фабрикантом Адольфом Фрейбергом. У таких столов по периметру столешницы имелся борт удобной для игры высоты и закругленная бортовая резина. Рядом со столом стоял большой угловой диван. 

Около противоположной стены находился письменный стол с верхней полкой и прикрепленной электрической лампой на блоке. «Письменный стол, так же как и в рабочем кабинете, был занят множеством фамильных фотографий, предметами письменного прибора и другими принадлежностями и мелкими памятными вещами. За письменным столом около окна на высокой тумбе из красного дерева размещался вариант гипсовой модели бюста «Александра II» П. Каноники», – отмечал хранитель дворца-музея Всеволод Яковлев в 1928 году. Известно, что скульптор Каноника перевел в бронзу доработанный вариант скульптуры, одобренный Николаем II. Экземпляр этого бюста представлен в собрании Музея Пьетро Каноники (Museo Pietro Canonica a Villa Borghese), поэтому возможно воссоздание утраченной скульптуры по историческому аналогу.

В центральной части кабинета находилась мебель, предназначенная для совещаний: большой круглый стол, кресла и стулья, мягкий диван и кресло с овальным чайным столиком между ними. Стол, кресло и стул сохранились и находятся в музее-заповеднике «Павловск». 

Кабинет Николая II был наполнен произведениями датского и отечественного фарфора, семейными фотографиями, книгами, памятными мелочами. В книжных шкафах, помимо трудов по истории, политике и религии, находились собрания сочинений Шекспира и Теннисона, произведения Байрона, Мериме, Готье, Гюго, Толстого, Чехова, Мережковского.

Первое заседание в Новом кабинете упомянуто в дневнике Николая II 3 мая 1903 года.

Парадный кабинет – один из немногих интерьеров Александровского дворца, отделка которого частично уцелела в годы Великой Отечественной войны: сохранились обшивка потолка с латунными накладками, дверь красного дерева, два камина, колонны на антресоли. 

Частично интерьер был восстановлен в 1997 году к открытию выставки «Воспоминания в Александровском дворце». Спустя несколько лет было реконструировано убранство интерьера, в который вошли встроенные шкафы, диваны, стулья, письменный стол, осветительные приборы, драпировки на окнах, изготовленные по фотографиям 1930-х годов и инвентарным чертежам Царскосельской художественно-исторической комиссии 1918 года. Эти предметы в 2000 году были реквизитом для съемок фильма Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья». 

Реставрация интерьера началась в 2015 году. В 2019-м во время расчисток обнаружили оригинальную окраску и фрагмент трафаретной росписи, обрамлявшей портал камина, что позволило восстановить исторический цвет стен кабинета. Обнаружение сохранившихся образцов английской плитки дало возможность воссоздать облицовку топок камина-печи и каминов. 

Мебель, утраченная в годы войны, будет воссоздаваться. Уже изготовлен угловой диван «к бильярдному столу», воссоздаются шкаф-витрина, книжные шкафы, настенные люстры-бра с «фонарями Тиффани» и другие осветительные приборы; ведутся работы по реставрации письменного стола и бильярда, подобранных по аналогии. В будущем на основании сведений из архивных источников планируется восстановить рамы с кафедральными (витражными) стеклами на фрамугах окон Парадного кабинета. 

Российская компания «Тиссура» совместно со швейцарской компанией Fabric Frontlain по аналогии с историческим образцом, сохранившимся в нашей коллекции, воссоздала украшенную гиацинтами шелковую ткань для оконного убранства. Из этой ткани на петербургском предприятии «Le Lux» сшиты занавесы.

Скоро по проектам специалистов архитектурного бюро «Студия 44» начнутся работы по подготовке документации для воссоздания утраченных предметов мебели и осветительных приборов. 

Предметы живописи, фарфора, а также интерьерной скульптуры частично сохранились в ГМЗ «Павловск». Среди них – картина Жана Батиста Эдуарда Детайля «Николай II среди гусар в конном строю», Оскара Фрейвирт-Лютцова «У алхимика», а также модели памятников Александру III и Ивану Сусанину, несколько бюстов Наполеона, фигурки датского фарфора. Надеемся, что после завершения реставрации кабинета эти предметы займут свои исторические места. 

Однако этого недостаточно, чтобы реконструировать обстановку в парадном кабинете Николая II. Уже много лет кропотливо и тщательно научные сотрудники ведут поиск и подбор предметов, аналогичных тем, которые находились в этом интерьере и были утрачены в годы войны и оккупации.