Перейти к основному содержанию
24.02.2021

24 февраля (8 марта) 1897 года прошло первое богослужение в домовой церкви Александровского дворца. «Ходили к службе в угловую красную гостиную, где поставлена походная церковь – это очень удобно и приятно», – записал Николай II в этот день в своем дневнике.

Первоначально в Новом дворце (так до 1856-го назывался Александровский дворец) домовая церковь предусмотрена не была. В годы царствования Николая I, после трагической кончины его любимой дочери Александры Николаевны (Адини), по поручению императора в западном крыле здания организовали небольшую молельню, оформили ее в древнерусском стиле.

Поскольку супруга Николая II Александра Федоровна по причине слабого здоровья не всегда могла посещать службу в церкви Большого Царскосельского дворца, император принял решение о создании в одном из парадных залов Александровского дворца удобной и простой домовой церкви: под эти нужды переделали Малиновую гостиную. Ее освободили от светских предметов – мебели и драпировок, и установили походный иконостас Александра Iработы Василия Шебуева, весьма простой по царским меркам. Вот как писал о нем священник, историк Александр Речменский в своей работе «Походная церковь императора Александра I»: «Не блещет ни драгоценностью утвари, ни красотой устройства, ни массой позолоты походная церковь Императора Александра I. Не для торжественных служб, а тем более соблюдения придворного этикета она созидалась. Походная жизнь, полная быстрых передвижений, требует простоты во всяком снаряжении, удобства и легкости его применения на деле, полной приспособленности для перенесения с места на место. Наша церковь вполне удовлетворяет этому требованию. Она быстро может быть разобрана, легко уложена в ящики со всеми принадлежностями и так же быстро вновь собрана». Николай II иногда брал с собой в поездки этот иконостас. 

Для Александры Федоровны дополнительно оборудовали внутри церкви небольшую молельню, где установили аналой и кушетку для удобства. Церковь была освящена в честь святого князя Александра Невского.

Богослужения здесь регулярно проводились более 15 лет, вплоть до освящения в 1913-м в Царском Селе собора Феодоровской иконы Божией матери, который впоследствии очень полюбила семья императора.

30 июля (12 августа) 1917 года в домовой церкви Александровского дворца прошло последнее богослужение. В своем дневнике протоиерей Александр Беляев вспоминал об этом дне: «По приезде во дворец в 10 часов утра прошли прямо в церковь в сопровождении дежурного караула. Приготовлений к отъезду никаких незаметно. Камердинер, пришедший от бывшей императрицы, принес небольшой пучочек гвоздики и сказал: «Ее Величество просит вас положить эти цветы на образ знамения Божьей Матери, который принесут к двум часам в церковь. Эти цветы, во время молебна полежав на иконе, должны быть возвращены Ее Величеству обратно. Она желает взять их с собою в дорогу <…> В 11 часов началась литургия. Как-то невольно чувствовалось, что это последняя Божественная литургия совершается в бывших царских покоях, и последний раз бывшие хозяева своего родного дома собрались горячо помолиться». 

Домовая церковь просуществовала во дворце ровно 20 лет. В годы Великой Отечественной войны ее помещение существенно пострадало, однако иконостас был эвакуирован и после войны вернулся в Центральное хранилище пригородных дворцов-музеев. В 1956 году из ЦХ его передали в Государственный Эрмитаж; в настоящее время он экспонируется в здании Главного штаба в бывших интерьерах Министерства иностранных дел.