Продолжаем нашу реставрационную рубрику рассказом о воссоздании текстильного убранства Кленовой гостиной Александровского дворца. В процессе работы мастера опирались на сохранившийся иконографический материал – небольшие фрагменты тканей и исторических фотографий.
Кленовая гостиная – классический пример стиля модерн в декоративном убранстве интерьера. Прежде всего, в силу ярко проявившегося синтеза искусств: лепка, резьба, витражное стекло в обрамлении каминного зеркала и художественный текстиль выдержаны в одном ключе.
Цветовая гамма интерьера в целом диктует и цветовое решение текстиля: портьер на окнах и дверном проеме в соседнюю Палисандровую гостиную, обивки мебели, в частности, на воссозданных сегодня угловом диване под антресолью и на сиденье скобовидного дивана – эффектного формообразующего элемента нарядного пространства гостиной.
Стиль модерн проявляется и в рисунке ткани.
Угловой диван под антресолью затянут зеленовато-оливковым муаровым шелком с рисунком стилизованных лилий и листьев в виде сердечек. Этой же тканью обита и филенка стенки под антресолью с жардиньеркой.
Скобовидный диван, в центре которого возвышается горка-витрина, покрыт розовой шелковой тканью lampas с палевым рисунком растительных побегов и роз.
На окнах – накатные белые шелковые шторы с кружевными украшениями и шелковые розовые с золотистым орнаментом портьеры, некогда изготовленные на фабрике братьев Сапожниковых в Москве. Сказочные мотивы в орнаментике ткани – ветки лилий, розовые кусты, птицы-сирины созвучны декоративному решению интерьера.
Пол в Кленовой императрицы Александры Федоровны был затянут сшивным серо-зеленым ковром-бобриком. Такая конструкция позволяла заменять отдельные элементы коврового покрытия, которые в процессе бытования изнашивались неравномерно. Воссозданный сшивной ковер из новозеландской шерсти занимает площадь 182 м2 и весит 400 кг. При его воссоздании аналогом цветового решения («резеда») послужил цвет на фрагменте ковра начала XX века из дворцовых кладовых, сохранившийся в собрании музея.
Ткани для портьер и обивки мебели были изготовлены на итальянской мануфактуре RUBELLI. Из воссозданных тканей были сделаны макеты и сшиты портьеры на петербургской фабрике «Le Lux». Ковер, металлизированная тесьма и кружевные вставки изготовлены на польской мануфактуре «RE KON ART».
Неотъемлемым атрибутом мягкой мебели – диванов и кресел – были разнообразные подушки. В интерьере Кленовой соседствовали подушки, выполненные из парчи мануфактуры братьев Сапожниковых, и подушки из бархата с орнаментом из павлиньих перьев, типичные для продукции немецкого производства; подушки кустарной работы и изделия, покрытые произведениями учеников Строгановского училища, а также простая лиловая подушка из платка типа чадры. Преподнесенные императорской семье в дар разнообразные по качеству и характеру декора подушки восстановить не удастся, однако изделия, затянутые некогда тканями из отделки гостиной, будут восполнены.
Предметы мебельных комплектов гостиной в перспективе будут максимально воссозданы и затянуты тканью, изготовленной по историческим образцам.