Перейти к основному содержанию
14.04.2021

В интерьеры Александровского дворца, где закончили работать реставраторы, переезжают вещи. Одними из первых предметов убранства заняли свое место подвесные осветительные приборы. Изящные люстры и фонари, созданные в петербургских мастерских в XVIII – XIX веках, происходят в основном из исторического собрания музея. 

Среди светильников, характерных для эпохи правления Екатерины II, можно выделить люстры конца XVIII века с хрустальным убором и цветным стеклом, их главная особенность – множество разнообразных по форме граненых подвесок, соединенных в гирлянды, хрустальные обелиски и венчающий люстру «фонтан», напоминающий столб воды. Такие люстры украшают помещение рядом со Спальней императрицы, Угловую гостиную Александры Федоровны и малый зал Библиотеки.

В числе уникальных подвесных светильников – люстра из Приемной Николая II. Этот интерьер оформил архитектор Роман Мельцер в 1895–1896-х годах: стены и потолок отделаны дубовыми панелями; на фабрике «Ө. Мельцер и Кº» заказан новый мебельный гарнитур и установлена электрическая люстра на двенадцать лампочек в виде свисающего ажурного обода на шести цепях с полусферическими плафонами, украшенными бахромой из жёлтого бисера. 

В годы войны люстра была эвакуирована, вернулась в 1946 году в Центральное хранилище пригородных дворцов-музеев, откуда в 1949-м была передана Институту Литературы АН СССР на временное хранение к открытию юбилейной выставки А.С. Пушкина, состоявшейся в залах Александровского дворца (размещена в Приемной Николая II). В музее-заповеднике эта передача документально не зафиксирована.

В 1997 году на люстре заменили старые (бумажные) провода на современные, в соответствии с требованиями по технике безопасности. В 2015-м она вновь ненадолго покинула родные стены – специалисты мастерской «Студия Южаковой» провели комплекс работ по расчистке поверхности металла, дополнили утраченный бисер и провели новую электропроводку. Люстра Мельцера – единственный экспонат коллекции музея, почти не покидавший свое историческое место на протяжении всей истории бытования.

Гордость коллекции – три люстры на сто свечей каждая – из залов Парадной анфилады Александровского дворца, они пока остаются в фондах. В 1796 году заказ на изготовление восьми одинаковых люстр по рисунку архитектора Джакомо Кваренги получил петербургский бронзовщик, владелец крупной мастерской Иоганн Цех. Они предназначались для Георгиевского зала Зимнего дворца. Мастер успел изготовить только три люстры, которые украсили один из залов Михайловского замка; впоследствии их перевезли в Александровский дворец. Интересен тот факт, что «кваренгиевские» люстры были изготовлены на 50 свечей каждая, но в 1829 году для лучшего освещения залов количество рожков увеличили до ста. Эти большие двухъярусные люстры с балясинами рубинового стекла займут свое историческое место после окончания реставрации центрального корпуса дворца.