Перейти к основному содержанию

Реставрация Лионского зала полностью завершена

23.04.2021

23 апреля в музее-заповеднике «Царское Село» состоялось официальное открытие Лионского зала, реставрация которого полностью завершена. В торжественной церемонии приняла участие министр культуры РФ Ольга Любимова.

Лионский зал входил в  число личных апартаментов Екатерины II и был любимой парадной гостиной императрицы Марии Александровны. Зал предстал в блеске своей декоративной отделки, сочетающей лазурит, «золотой» шелк, подлинный паркет с инкрустацией из перламутра. Это единственный в России интерьер, декорированный 2,5 тоннами натурального лазурита. Нигде в мире в таком объеме не представлена работа с этим камнем в технике «русской мозаики». В роскоши отделки и мастерстве исполнения Лионский зал не уступает знаменитой Янтарной комнате. Масштабная реставрация проходила в несколько этапов. Прорыв в этом процессе, а также его завершение стали возможными благодаря поддержке ПАО «Газпром». Посетители смогут увидеть возрожденный Лионский зал с 1 мая 2021 года в составе II экскурсионного маршрута Екатерининского дворца.

– Отдельные слова благодарности бизнес-сообществу за материальную поддержку. И, конечно же, спасибо команде реставраторов, которая скрупулёзно подошла к делу и выполнила совершенно уникальный по качеству труд. Туристический сезон возвращается, и мы несказанно рады, что наши учреждения культуры имеют возможность принимать посетителей. Тем более замечательно, что это совпало с таким прекрасным открытием, и все желающие смогут увидеть результаты работ уже в мае этого года, – сказала министр культуры РФ Ольга Любимова.

– Лионский зал по воле Екатерины II начали создавать ровно 240 лет назад. Его судьба – это счастливые периоды и трагические события нескольких веков. Мы могли бы никогда не увидеть этого паркета, который фашисты увезли в Германию, так же как и лазуритового гарнитура, который музейщикам удалось эвакуировать. Здесь были бы только голые безрадостные стены, если бы нам не помогли меценаты. Благодаря Газпрому и лично Алексею Борисовичу Миллеру мы смогли подступиться к шедеврам, разрушенным войной. Церковь Екатерининского дворца, продолжение работ в личных комнатах Екатерины II в Зубовском флигеле, и, наконец, жемчужина – Лионский зал. Уверена, что теперь туристы со всего мира будут стремиться в Екатерининский дворец не только ради Янтарной комнаты, но и ради этого интерьера невероятной красоты, – отметила директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

Заключительный этап длился почти два года, в нем участвовали больше 100 мастеров, в том числе камнерезы, скульпторы, позолотчики, чеканщики, литейщики. Реставраторы Царскосельской янтарной мастерской (они воссоздавали Янтарную комнату и реставрировали Агатовые комнаты) осуществили сложнейшие технические работы: воссоздали два больших угловых камина; лазуритовые порталы окон, зеркала в бронзовых рамах и подзеркальные столики из лазурита; двери из ценных пород дерева в технике маркетри. За счет внебюджетных средств музея реставрирован бесценный подлинный паркет, в его декоре использованы амарант, розовое дерево, дуб, клен, другие породы дерева и перламутр. Во время Великой Отечественной войны паркет, созданный архитектором Чарльзом Камероном, вывезли фашисты. В 1947-м его обнаружили в Берлине и вернули в Царское Село. Больше полувека, разобранный на щиты, он хранился в фондах музея. Десять мастеров реставрировали этот шедевр декоративно-прикладного искусства 547 дней.

В фондах хранились три уцелевших в войну мраморных путти, которые украшали угловые камины. Их расчистили, отреставрировали и вернули на исторические места. Утраченные фигурки воссоздали из мрамора, при этом реставраторы использовали 15 сохранившихся подлинных фрагментов. Воссозданы также четыре канделябра, которые держат в руках путти. Таким образом, камины, декорированные лазуритом, мрамором, золоченой бронзой, овальными зеркалами воссозданы в первоначальном историческом виде и создают эффектную эстетическую доминанту. 

У этого интерьера невероятной красоты, созданного по воле венценосных владельцев царскосельской резиденции лучшими зодчими прошлого, драматичная, но в то же время счастливая судьба. Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781–1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе. Интерьер входил в парадную анфиладу дворца, что диктовало особую роскошь его отделки.

Со времен Екатерины II шелковые обои неоднократно заменяли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной на половине Марии Александровны, супруги Александра II. По ее воле архитектор Ипполит Монигетти внес кардинальные изменения в оформление помещения: ткань стала полностью покрывать стены, появились угловые печи-камины. Интерьер украсили новые предметы меблировки – гарнитур мебели и люстра из лазурита с декором золоченой бронзы и монограммой императрицы Марии Александровны. В 1866 году стены обили новым лионским шёлком, теперь это была ткань цвета «золотой бутон», она затягивала стены от панелей до верхнего края карниза, использовалась в обивке мебели и в портьерах. Редкий по изысканности эффект получился благодаря сочетанию «золотого» шелка с синим лазуритовым декором. В таком виде Лионский зал, запечатленный в 1878 году на акварели Луиджи Премацци, просуществовал до 1941 года.

Декоративная отделка зала во время войны была полностью уничтожена. В фондах музея хранилось то, что удалось вывезти в эвакуацию: предметы лазуритового гарнитура,  бронзовые часы XVIII  века, ширма,  картина «Смерть Рафаэля». Сохранились также возвращенные щиты паркета, три фигурки путти с угловых каминов и несколько мраморных фрагментов скульптуры. О возрождении интерьера музейщики могли только мечтать.

В 2005 году удалось восстановить объемно-пространственное решение Лионского зала. Проект реставрации подготовил в 1983-м тогдашний главный архитектор музея Александр Александрович Кедринский; корректировку произвели в 2006–2007 годах.

Восстановление всего декора Лионского зала – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая задача, поэтому работы велись поэтапно. Первый шаг в возрождении интерьера – восстановление лазуритовых порталов, обрамляющих три двери зала, при поддержке Благотворительного фонда «Транссоюз» в 2017–2018 годах. Прорыв в воссоздании Лионского зала стал возможен благодаря соглашению между ПАО «Газпром», фондом энергетической компании ENGIE и музеем-заповедником «Царское Село», подписанному в 2018-м. Спустя год, в июне 2019-го, посетители увидели воссозданную живопись плафона, наборные мозаичные панели из лазурита с золоченым бронзовым декором, «золотой» шелк. К счастью, в музее сохранились иконографические материалы (дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка), а в Лионе – архивы ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», которая в 1860-х годах выполняла заказ русского императорского Двора. В коллекции преемницы этого предприятия – лионской мануфактуры Прелль – сохранились книги заказов XIX века. Было принято исторически обоснованное решение – доверить восстановление шёлковой отделки Лионского зала  французским мастерам мануфактуры Прелль. В соответствии с разработанным музеем проектом оформления интерьера современные специалисты изготовили 320 метров ткани «золотой бутон» (“Lampas bouton d’or Louis XVI”) для стен, портьер и мебели зала. Таким образом, шелк виртуозной работы, созданный французскими мастерами, вновь стал главным декоративным элементом парадного интерьера.

Новый реставрационный рубеж – окончательное завершение воссоздания интерьера в 2021 году – историческое событие: спустя несколько десятилетий после Великой Отечественной войны полностью воссоздана вся парадная анфилада Екатерининского дворца. Ее Альфа и Омега – церковь Воскресения Христова и Лионский зал.

Министр культуры также осмотрела залы Александровского дворца на жилой половине Николая II и Александры Федоровны, которые скоро откроются после реставрации.