Перейти к основному содержанию
01.06.2021

2 июня, в национальный праздник Италии – День Республики, Фрейлинский садик Екатерининского парка наполнится звуками итальянской музыки (в записи). Музей организовал такую акцию в дань памяти и уважения всем, кто наполнил царскосельскую резиденцию красотой итальянского искусства.

Среди блистательных пригородов Петербурга нет более итальянского по духу, чем Царское Село. Итальянские мотивы и акценты, реплики и подражания отразились в архитектуре дворцов и парковых павильонов, насыщенности декора их интерьеров, в пластическом совершенстве садовых построек и обилии скульптуры.

Как и на итальянских виллах барокко, царскосельский сад изобилует мраморной пластикой. Статуи и бюсты, выполненные венецианскими мастерами первой четверти XVIII века, живыми движениями, легкостью одежд и сложными ракурсами фигур и сегодня создают «праздник XVIII века, который был разлит во всей жизни, всегда яркой и полной веселья».

Для создания своего парадиза дочь Петра Елизавета приглашает итальянца Растрелли, принесшего в северные широты всю мощь своего южного темперамента и создавшего для русской императрицы несравненные по масштабу и совершенству постройки — дворец, Эрмитаж, Грот и Монбижу, объединенные единым стилем, выразительной пластикой фасадов и богатством внутренней отделки.

При Екатерине II «греко-римская рапсодия» в Царском Селе создавалась шотландцем Камероном. Его любовь и знание античности, смелость и поддержка императрицы привели к появлению изысканных интерьеров в помпеянском стиле во дворце и павильонах, величественной Галереи наподобие античного храма — бельведера, украшенного бюстами «великих людей древности» и статуями Геркулеса и Флоры, оригиналы которых находились на вилле Фарнезе в Риме; Холодной бани с «римскими» термами и Агатовыми комнатами, богато отделанными яшмой, мрамором и позолоченной бронзой.

Итальянец Кваренги создает в Царском свои лучшие творения — Концертный зал, наполненный древнеримскими мозаиками, орнаментальными росписями и античными бюстами; Кухню-руину, копирующую городскую постройку в одном из городов Апеннин, и, наконец, грандиозный Александровский дворец — образец классического совершенства, украшенный знаменитой сквозной колоннадой коринфского ордера.

В разные годы и разные столетия в Царском Селе работали и другие прославленные итальянцы: Антонио Ринальди, Луиджи Руска, Сильвио Данини. Все они переносили на царскосельскую землю часть своей солнечной родины, воплощая ее в своих бессмертных творениях. Неитальянец Александр Видов создал в Екатерининском парке самый «итальянский» его уголок — Собственный садик с роскошным «римским» фонтаном из каррарского мрамора и тенистой перголой — верандой в итальянском стиле, увитой виноградом.

Архитектурную составляющую итальянских царскосельских акцентов дополняла итальянская музыка, на протяжении двух веков наполнявшая залы дворцов и павильонов. Музыканты, дирижеры, композиторы, оперные исполнители из итальянских городов были желанными гостями коронованных особ. Здесь звучала итальянская инструментальная музыка, исполнялись оперы неаполитанца Джованни Паизелло, Доменико Чимарозы из Аверсы, Джузеппе Сарти из Фаэнцы, выступал гениальный юный дирижер Вилли Ферреро и виртуозная арфистка Виргиния Чиарлоне. Здесь давал оперы Верди и Доницетти знаменитый итальянский антрепренер Карло Гвиди, открывший миру многих знаменитых певцов, в частности Энрико Карузо.