Перейти к основному содержанию
24.06.2021

Жизнь великой княжны Александры Николаевны могла бы стать сюжетом для увлекательного романа. Третья дочь императора Николая I и императрицы Александры Федоровны родилась 24 июня 1825 года в Царском Селе. Свое имя она получила в честь великой княгини Александры Павловны (1783–1801), родной сестры императора.

С раннего детства своим характером и поведением она была не похожа на сестер. Редкая красота, живо напоминавшая как черты лица матери, так и покойной бабушки – прусской королевы Луизы, соединялась в великой княжне с необыкновенной даровитостью. 

Было в ней нечто, что мгновенно покоряло все сердца. «Любимый образ, жаворонок счастья, излучавший вокруг себя одну только радость», — писала о ней сестра Ольга, которой как никому было известно, «что за нежность и красота души таились в этом прелестном существе… Всякий в доме любил ее, дети ее возраста при дворе боготворили ее… Обаяние ее существа сказывалось во всем, что бы она ни делала».

Адини, так называли ее близкие, обладала особой музыкальной одаренностью. Она самозабвенно слушала сонаты и симфонии Бетховена, а в тринадцать лет исполняла его произведения с редким для ее возраста пониманием. У нее был удивительно красивый голос, охватывавший полные три октавы, и специалисты откровенно восхищались столь редким и ярким даром. Императрица Александра Федоровна всеми силами способствовала развитию вокального дарования дочери и пригласила учителя из Италии. Однако после года занятий голос княжны начал меняться, что-то нарушало ритм дыхания. Врачи предположили заболевание легких.

Легкая и простая со всеми, с тонкой душой и чувством юмора, Адини в свои восемнадцать лет была неотразима. Неудивительно, что двадцатидвухлетний гессенский принц Фридрих Вильгельм (1820–1884) потерял от нее голову. Свадьба состоялась 16 января 1844 года. Это был брак по любви, что безмерно радовало родителей.

Но счастье оказалось коротким. Через несколько месяцев после свадьбы у Александры обнаружили туберкулез легких. Течение болезни осложнялось беременностью. Организм великой княжны был окончательно истощен.

30 апреля великую княгиню перевезли в Царское Село в надежде на выздоровление – во второй половине мая планировался отъезд молодой четы в Гессен. Но по причине ухудшающегося состояния Александры поездка не состоялась. 

В ночь с 28 на 29 июля начались преждевременные роды. «Между девятью и десятью часами у нее родился мальчик. Ребенок заплакал. Это было ее последней радостью на земле, настоящее чудо, благословение Неба», – писала Ольга.

Однако чуда не произошло. Мальчик умер, прожив всего один час. В тот же день не стало и Адини. Александра Николаевна, великая княгиня, принцесса Гессен-Кассельская умерла 29 июля 1844 года в Царском Селе, не достигнув двадцатилетия. 

«Будьте счастливы» — были ее последние слова. Адини заснула и «в четыре часа пополудни перешла в иную жизнь. Вечером она уже лежала, утопая в море цветов, с ребенком в руках, в часовне Александровского дворца. Я посыпала на ее грудь лепестки розы, которую принесла ей за день до того с куста, росшего под ее окном. Священники и дьяконы, которые служили у гроба, не могли петь и служить от душивших их рыданий», – с горестью писала Ольга Николаевна. 

Императорская семья и близкое окружение тяжело переживали кончину Адини. «Государь и императрица были в отчаянии и много лет не могли оправиться от этого горя», – писала баронесса Мария Петровна Фредерикс. В комнате дворца, где умерла Александра, устроили молельню, в которой была установлена икона «Святая царица Александра», написанная Карлом Брюлловым. На иконе художник запечатлел Адини в образе великомученицы и выполнил портрет по собственной воле и без вознаграждения.

К первой годовщине со дня смерти Александры Николаевны в Малой шапели, ныне утраченной, был установлен бюст великой княгини работы Ивана Витали, а некоторое время спустя – мраморная статуя, исполненная тем же мастером: «Ее статуя во весь рост, держащая на руках младенца, стоит на облаках и собирается улететь». Работа над созданием памятника началась со снятия посмертной маски, хранившейся в мастерской Витали. Сейчас эта статуя находится в павильоне «Шапель» в Александровском парке.

В память о великой княгине Александре Николаевне в Петербурге была открыта Александринская женская больница (на Надеждинской улице) с церковью при ней и устроен образцовый приют с сиротским отделением для девочек.