Перейти к основному содержанию

Александр Невский. Летопись в бронзе

17.09.2021

В музейно-выставочном комплексе «Россия – моя история», в рамках празднования 800-летия Александра Невского, открылась выставка «Летопись в бронзе. Образ Александра Невского в творчестве скульптора В. Г. Козенюка». Экспозицию создавал авторский коллектив – сотрудники отдела по научно-просветительской деятельности СПб ГБУК «Музейно-выставочный центр» Дарья Биткова, Наталья Ефимова, Оксана Хухрина, скульптор Павел Игнатьев, вдова скульптора В.Г. Козенюка, начальник отдела научной литературы и библиографии нашего музея Наталья Коршунова, скульптор Григорий  Козенюк.

Творчество скульптора-монументалиста Валентина Григорьевича Козенюка (1938–1997) развивалось в лучших традициях ленинградской школы пластики. Художественное образование скульптор получил в Саратовском художественном училище имени А.П. Боголюбова и в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной, где впоследствии преподавал в течение двадцати лет. 

Главной темой в творчестве Валентина Козенюка стал образ Александра Невского. Путь постижения его личности, начавшись с фольклорного сказочного русского богатыря и сменившись романтическим восприятием князя-полководца в 1970-е годы, завершился осмыслением пластического образа через иконописные и классицистические традиции. 

Обратившись к истокам русского искусства, скульптор достиг цельности и глубины в решении художественного образа. Произведения, посвященные Александру Невскому, связаны между собой. В них раскрываются разные грани этой личности, соединившей в себе воина, полководца, дипломата, государственного деятеля с идеалом православной святости. Жизненный путь великого князя от отрочества до зрелости обрел в произведениях скульптора пластическое выражение. «Образ Александра Невского всегда занимал меня и никогда не оставлял….», – говорил художник.

При жизни скульптора были установлены два памятника Александру Невскому – в г. Пушкине и д. Кобыльем Городище. Однако его искренность и убежденность в своей теме были настолько сильны, что «заряжали» окружающих его людей на многие годы. После кончины скульптора ученики и коллеги реализовали его три проекта. Запрос на реализацию его незавершенных памятников продолжается и сейчас.
На выставке представлены подлинные рисунки, эскизы и проекты скульптора, гипсовые и бронзовые модели, иллюстрирующие весь процесс создания скульптуры от идеи к ее воплощению. 

Пять разделов выставки посвящены реализованным проектам:

  • памятнику Александру Невскому, посвященному 750-летию Невской битвы. г. Пушкин, 1990;
  • памятнику Александру Невскому, посвященному 750-летию Ледового побоища. д. Кобылье Городище, 1992;
  • конному памятнику Александру Невскому. г. Санкт-Петербург, 2002;
  • памятнику Александру Невскому на месте Невской битвы. п. Усть-Ижора, 2002;
  • памятнику Александру Невскому. г. Петрозаводск, 2010.

На выставке также представлены модели неосуществленных проектов памятников и станковые произведения:

  • бюст Александра Невского (1977);
  • композиция «Александр Невский» (проект памятника для г. Гдова, 1992); 
  • композиция «Родители провожают отрока Александра на княжение в Великий Новгород» (проект памятника для г. Переславля-Залесского, 1993);
  • композиция «Александр Невский» (1995).

Выставка работает до 3 октября.