Перейти к основному содержанию
21.01.2022

В музей доставили воссозданные стеклянные табуреты для любимого Синего кабинета Екатерины II в Зубовском флигеле Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца. Работы финансировала компания «Аристократ», возглавляемая Аркадием Извековым – она является членом Клуба друзей музея-заповедника «Царское Село».

Синий кабинет был частью комплекса личных комнат императрицы Екатерины II, интерьер оформлен по проекту архитектора Чарлза Камерона в 1780-х годах. Это было маленькое, изящно убранное помещение. За миниатюрные размеры императрица назвала его «Табакеркой». В своём кабинете Екатерина II любила читать, писать, отдыхать в обществе близких людей.

Стены и потолок «Табакерки» были покрыты мерцающими пластинами белого молочного и синего полированного стекла на серебряной парче. Стеклянные пластины декорировали накладные орнаменты из золоченой бронзы. Над дверьми был устроен фронтон, который поддерживали тонкие стеклянные колонки синего стекла с золочёными бронзовыми базами и капителями. Паркет сложного рисунка из ценных пород дерева – клёна, груши и амаранта – выполнили столярных дел мастера Иоганн Кимель и Иоганн Шпонгольц.

Специально для «Табакерки» изготовили мебель: большой турецкий диван во всю стену с мягкими подушками и стеклянный гарнитур, состоявший из ломберного столика и двух табуретов. Стеклянная мебель была декорирована бронзовыми накладками, которые не только украшали предметы гарнитура, но и фиксировали стеклянные пластины на деревянной основе. Под синее стекло столика и табуретов была подложена серебряная парча. 

Как и все остальные комнаты Зубовского флигеля, кабинет «Табакерка» погиб во время войны. Тогда же исчезли диван и табуреты. Уцелел лишь ломберный столик, вывезенный в эвакуацию.

Над воссозданием табуретов трудились мастера «Студии Южаковой»: Наталия Южакова (руководитель), Дмитрий Розенталь (чертежи, модель), Александр Шибанов (деревянный каркас), Александр Мухин (гранение стекла), Алексей Гвоздев (металл). Эскизный проект воссоздания табуретов по просьбе музея разработала архитектор ООО «Царскосельская янтарная мастерская» Ирина Яроцкая. «Студия Южаковой» давно сотрудничает с музеем и уже выполнила для него ряд работ по реконструкции и реставрации предметов из стекла. 

Перед началом работ по восстановлению утраченных табуретов мастера изучили конструкцию входившего в стеклянный гарнитур ломберного столика, характер и способ крепления бронзовых орнаментальных накладок. Этот этап включал фотофиксацию столика, его узлов и отдельных элементов, снятие слепков с деталей, визуальное исследование лоскутов серебряной парчи, сохранившихся в стеклянных ножках.

Одновременно производился анализ состава стекла XVIII века. Эталоном служили осколки синего кобальтового и молочно-белого стекла, найденные сотрудниками музея после войны на руинах Екатерининского дворца на месте уничтоженной «Табакерки». Выяснилось, что в шихту для варки вводились свинец и мышьяк, которые сегодня запрещены к применению, поэтому пришлось корректировать состав материала. Мастера-стеклоделы и сотрудники музея тщательно следили, чтобы цвет, фактура и толщина стекла соответствовали историческим образцам.

Стекло варили в петербургской компании «СтеклоСинтез», в числе ее работников – мастер из центра русского стеклоделия – города Гусь Хрустальный. 

Для выдувания стеклянных пластин ножек изготовили металлические формы. В них выдули пластины для 16 ножек, из которых после осмотра отобрали те, которые подходили по цвету и толщине стекла. 

Позолоту бронзовых орнаментальных накладок выполнили в петербургской компании «КААС». При проведении работ мастер-позолотчик ориентировался на оттенок позолоты металлических деталей сохранившегося ломберного столика.

На данном этапе сидения табуретов обтянуты вчерне простой тканью. Это объясняется следующим. Ткань на табуретах и на обивке турецкого дивана должна быть одинаковой: об этом свидетельствуют все описи дворцового имущества. Поскольку проектирование дивана ещё не начиналось, сейчас невозможно определить необходимое для него количество ткани, которая будет изготавливаться специально для этих предметов. Кроме того, предстоит решить – какую именно ткань следует изготовить. Первый вариант: упомянутая в самой ранней описи 1818 года «турецкая парча» (по всей видимости, диван и табуреты были обиты ею при Екатерине II), цвет и рисунок которой нам не известны. Второй вариант: руководствоваться акварелью Эдуарда Гау 1860-х годов, автохромами Андрея Зееста 1917 года и довоенными фотографиями, на которых запечатлён интерьер «Табакерки», где хорошо виден рисунок синего шёлка, которым диван и табуреты были обиты в более позднее время.

Воссозданные табуреты для Табакерки – это первый результат реализации большого комплекса работ, связанного с реконструкцией архитектурных шедевров Камерона.

Напомним, что масштабный реставрационный проект «Екатерина II. Личное пространство» подразумевает воссоздание внутреннего убранства восьми интерьеров Зубовского флигеля. Проект, стартовавший в 2019 году, реализуется при поддержке компании «Газпром».