Перейти к основному содержанию
01.11.2022

Сегодня в Иркутске открылась выставка «Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути», в столицу Восточной Сибири она приехала из самой восточной точки страны – Владивостока. Музей-заповедник «Царское Село» инициировал проект и проводит выставку совместно с Музеем железных дорог России, ГАРФ при поддержке ОАО «РЖД».

Этот масштабный выставочный проект посвящен 185-летию открытия первой в России Царскосельской железной дороги и 130-летию основания Транссибирской магистрали. Экспозиция повторяет маршрут возвращения из путешествия на Восток будущего императора Николая II в 1891 году: Владивосток – Иркутск – Новосибирск – Челябинск. Путь с востока на запад продлится десять месяцев – до июля 2023-го. Проект начал путешествие в конце августа: экспозицию в Приморской государственной картинной галерее посетили больше 3,5 тысяч человек.

Сохранившиеся свидетельства железнодорожных путешествий высочайших особ сегодня большая редкость. Предметы, которые могут рассказать о том, как строились рельсовые магистрали в XIX столетии, как были организованы императорские поездки и как выглядели «дворцы на колесах», хранятся в музейных и архивных собраниях в разных регионах страны. Мы задумали такую выставку, чтобы собрать воедино эти артефакты и помочь ее посетителям составить представление об этой интереснейшей странице отечественной истории.

Иркутский областной краеведческий музей им. Н.Н. Муравьева-Амурского предоставил для выставки фотографии и путеводитель, которые связаны с путешествием цесаревича Николая Александровича на Восток, возвращением через Иркутск, строительством Транссиба (его строительством император руководил из резиденции в Царском Селе).

На выставке в Иркутском областном краеведческом музее им. Н.Н. Муравьева-Амурского (она продлится до 10 января) представлено более 100 предметов из собрания ГМЗ «Царское Село», Музея железных дорог России (Санкт-Петербург) и киностудии «Ленфильм». Среди них – живопись, графика, фотографии, документы (в том числе с маргиналиями Николая II), мемориальные мундиры, образцы ливрейного и форменного платья, памятные знаки, предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с путешествиями императоров; материалы по строительству и функционированию железных дорог, модели поездов и вагонов.

Разделы дополнены архивными документами и фотографиями (в цифровом формате – ГАРФ, РГИА, Челябинского областного государственного архива, РНБ), а также мультимедийными проектами (VR-путешествие в императорском поезде, ОАО «РЖД»). ГАРФ предоставил для проекта больше ста сканов документов и фото.

Выставка рассказывает о той роли, которую сыграли железные дороги в развитии территорий и судьбе жителей в разных регионах нашей страны. Она уделяет внимание и отдельным страницам истории развития железных дорог в России, связанным с российскими императорами как с главными заказчиками их сооружения и как с частными пользователями этого вида транспорта.

Первая «пробная» железная дорога была сооружена по воле Николая I. Несмотря на то, что в народе она считалась «увеселительной», да и сам император нередко в качестве развлечения катался «экстренным поездом» с приближенными до своего летнего Александровского дворца в Царском Селе, она стала неоспоримым аргументом в пользу продолжения развития железнодорожного дела в России.

Последняя построенная в дореволюционной России железная дорога — великий Транссиб. Он сооружался под личным контролем Николая II. Император понимал с самого дня закладки значение этой магистрали для развития страны. До сих пор по множеству параметров Транссиб остается непревзойденным инженерно-техническим сооружением.

Из Иркутска в январе следующего года выставка отправится в Новосибирск, затем в Челябинск. В каждом городе экспозиция дополняется предметами и документами, которые имеют отношение к теме экспозиции.