Перейти к основному содержанию
01.02.2023

В музее-заповеднике «Царское Село» завершилась реставрация еще одного интерьера Александровского дворца. Зал с горкой входит в парадную анфиладу, его отделка выполнена в конце XVIII века по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Посетители впервые за 80 лет увидят зал таким, каким он был до начала Великой Отечественной войны. Это четырнадцатый по счету интерьер, открытый для посещения в ходе масштабной реставрации Александровского дворца. Со 2 февраля Зал с горкой войдет в экскурсионный маршрут.

Личные апартаменты императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны в Александровском дворце стали доступны для посетителей в августе 2021 года. Реставрация дворца началась в 2012 году и ведется в основном за счёт средств, выделяемых Министерством культуры РФ, а также за счет собственных средств музея. Декоративная отделка Зала с горкой воссоздана при поддержке Благотворительного фонда «Транссоюз».

– Для нас открытие Зала с горкой – продолжение грандиозной реставрационной эпопеи Александровского дворца. Радостно, что в воссоздании отделки этого необычного интерьера приняли участие меценаты. Напомню, что на средства фонда «Транссоюз» реставрировались Агатовые комнаты, воссоздавались лазуритовые порталы Лионского зала Екатерининского дворца, – говорит директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.


Зал с горкой получил название благодаря своему главному композиционному элементу: в 1833 году по повелению Николая I и императрицы Александры Фёдоровны здесь установили привезенную из Аничкова дворца катальную горку, которую подарила императорским детям бабушка – вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Дети императорской четы скатывались с горки на ковриках. Горка, претерпев ремонт в 1843 году, находилась в зале почти сто лет, до 1941 года. 

Проект реставрации интерьера разработали специалисты Архитектурного бюро «Студия 44»; реставрацию интерьера и воссоздание горки по собственному проекту выполнили в 2019–2021 годах специалисты «ПСБ «ЖилСтрой». 

Интерьер, как и другие залы парадной анфилады, сохранил некоторые элементы подлинной отделки. В процессе работ были реставрированы искусственный мрамор стен светло-серого и сиреневого оттенков, наборный паркет и камин; по историческим фотографиям воссоздан живописный фриз, имитирующий искусственный мрамор, а также дубовые дверные и оконные заполнения.

Во время работ в люнетах (архитектурных пространствах в форме полумесяца) под поздней окраской обнаружили подлинную масляную живопись на холсте, имитирующую окна, – ее расчистили, а утраты восполнили. В ходе реставрации потолка стало ясно, что розетка в его центре, считавшаяся лепной, – металлическая, подлинная, появившаяся в зале, скорее всего, в ходе ремонта интерьера в 1840-х годах; ее демонтировали, привели в порядок и установили на свое место. 

Проект изготовления люстры по историческому образцу разработали специалисты Царскосельской янтарной мастерской; сложную и кропотливую работу по созданию  копии люстры на 40 свечей выполнили в мастерской «Студия Южаковой». 

В экспозицию вошли: мебель (из собрания музея); предметы убранства из бронзы и фарфора, в том числе парные фарфоровые вазы на камине и каминный экран, которые исторически происходят из этого интерьера; бронзовые часы и канделябры с фигурами Орфея и Эвридики.

Первоначально в архивных документах 1796–1809 годов этот интерьер назывался Первой парадной комнатой. По проекту Джакомо Кваренги стены были отделаны разноцветным «фальшивым» мрамором и украшены пилястрами с капителями. Помещение отапливалось «штучной изразчатой» печью с медными и железными дверцами. На полу был дубовый паркет. Потолок был расписан «под лепную работу» живописцами Джакомо и Феррари.

В 1809 году Новый (Александровский) дворец был передан в ведение Царскосельского дворцового правления. В составленной описи для этого интерьера указаны замена конструктивных элементов и исправления живописи и «фальшивого» мрамора.  
Мебельный гарнитур Первой парадной комнаты состоял из четырех золоченых с мраморными досками консольных столов, восьми золоченых кресел и 12 стульев. На стене висело большое зеркало в золоченой с окраской раме. Для освещения использовали две хрустальные жирандоли. 

В 1833 году по повелению императора Николая I и императрицы Александры Федоровны в этом интерьере была поставлена катальная горка. Парадный зал «где Катальная гора», расположенный между Портретным и Библиотекой, стали со временем называть «Горковый», а потом — Зал с горкой. В 1836 году для освещения Зала с горкой была прислана люстра «бронзовая о 40 трубок».

В 1840-х годах в Зале с горкой делали ремонт, связанный с устройством «теплых полов» – отопления по так называемой системе Амосова.  В этот период в Зале с горкой были побелены потолки, сделан мраморный камин, заменен паркет, столярным мастером Болгагеном переделана катальная горка.  В рапорте живописного мастера Вдовичева, поданном в Царскосельское дворцовое правление в апреле 1843 года, указано, что он находился «…в Новом Дворце в Парадных комнатах у написания во фризах под фальшивый мрамор живописи». 

Об использовании катальной горки директор Объединения дворцов и парков Детского Села Всеволод Яковлев писал: «Горка, занимающая середину продолговатой залы, поставлена при Николае I; его дети скатывались с нее на ковриках. В последнее царствование во время парадных завтраков и обедов возле горки располагался оркестр; под нею обычно хранились велосипеды Николая II и его детей. Ныне здесь размещены игрушечные автомобили… и два экипажа с велосипедным ходом, поднесенные кем-то сыну Николая II».

Приобрести билет можно онлайн на официальном сайте музея-заповедника. Билеты продаются по сеансам и поступают в продажу за семь дней до планируемой даты посещения. Билеты, которые не были выкуплены онлайн, можно приобрести в кассе дворца в день посещения.

Режим работы: ежедневно с 10 до 18 часов (кассы до 16.45, вход на экспозицию до 17 часов),
кроме среды и последнего четверга каждого месяца.
Адрес: Пушкин, Дворцовая улица, 2