Перейти к основному содержанию
29.12.2023

1 сентября музей открыл виртуальную выставку, посвященную царевне Наталье Алексеевне, приуроченную к 350-летию со дня рождения любимой сестры императора Петра I, и познакомит с галереей ее портретов из коллекций девяти российских музеев. Эта выставка – не только первый монографический проект о жизни царевны, охватывающий период с начала XVIII до конца XIX века, но и первый опыт музея-заповедника «Царское Село» в создании выставки подобного формата. Виртуальные экспонаты будут размещены на нашем официальном сайте до 31 декабря. 

– На выставке впервые одновременно показаны все сохранившиеся портреты царевны, представленные в российских музейных собраниях. Эти изображения позволяют воссоздать насыщенный жизненный путь Натальи Алексеевны, раскрыть ее неординарную личность. На протяжении многих десятилетий художники возвращались к ее образу, создавали как оригинальные композиции, так и копировали прижизненные портреты. Интерес к личности царевны вызван не только ее глубокой привязанностью к великому брату, но и значительным вкладом в развитие русского театрального искусства и благотворительность, – говорит заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.

Помимо нашего музея виртуальные копии портретов царевны из своей коллекции на выставку представили Всероссийский музей А. С. Пушкина, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, ГМЗ «Петергоф», Музей истории Санкт-Петербурга, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, музей-заповедник «Дмитровский кремль», Государственная Третьяковская галерея.

На виртуальной выставке – 11 портретов царевны, на большинстве из них Наталья Алексеевна изображена в платье, украшенном вышивкой, кружевом и бриллиантовой пряжкой, а также в мантии, подбитой горностаем – это традиционный элемент императорского костюма. Сближает эти портреты и характерная для 1710-х годов прическа – парик средней высоты с локонами, симметрично расположенными на лбу. На некоторых произведениях прическа дополнена аграфом (застежкой в виде броши). Эти общие черты указывают на то, что была создана определенная иконография изображения Натальи Алексеевны. Виртуальные портреты дополняют графические произведения, среди которых – две гравированные копии с работы Ивана Никитина, созданные Петром Борелем в середине XIX века.

Наиболее совершенными с точки зрения мастерства считаются портреты кисти русского художника первой половины XVIII столетия Ивана Никитина, в том числе два прижизненных изображения. Они представлены в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея. 

Биографических сведений о Наталье Алексеевне немного и информация преимущественно основана на изданиях XIX века. Она родилась 1 сентября (по новому стилю) 1673 года в семье царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной и была младше своего брата Петра (будущего императора Петра I) на год. Грамоте младшую дочь царской четы обучала Феодора Петрова. Петр и Наталья были очень близки – в своих письмах она называла брата «свет мой», нередко сопровождала его в поездках.

В 1708 году царевне Наталье Алексеевне был передан Крестовский остров, где она часто принимала царя. После создания в 1712–1715 годах Русской слободы царевна жила у Литейного двора на Набережной линии (ныне Шпалерная улица) – в построенном для нее дворце с домовой церковью (сейчас – Церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость). Наталья Алексеевна активно занималась благотворительностью, что было нехарактерно для начала XVIII века: на территории за ее дворцом располагались женская богадельня и приют.

Но прежде всего царевна известна своей театральной деятельностью – Наталья Алексеевна писала пьесы, создала общедоступный театр в молодой столице и в Преображенском дворце под Москвой. Постоянных актеров было десять, для музыкального сопровождения имелся оркестр из 16 музыкантов. В представлениях участвовали приближенные царевны разных рангов и придворные служители. В своих записках граф Геннинг Фридрих Бассевич упоминает царевну и пишет: «Принцесса Наталия, меньшая сестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизни две-три пьесы, довольно хорошо обдуманныя и не лишенные некоторых красот в подробностях; но за недостатком актеров они не были поставлены на сцену».

Сохранились отрывки текстов театральных постановок, осуществленных при жизни Натальи Алексеевны, в том числе небольшой фрагмент «Комедии о Варлааме [и] Иоасафе», составленный по житийному произведению об Иоасафе царевиче Индийском, в память о котором была названа домовая церковь на Измайловском острове. 

Умерла царевна Наталья Алексеевна в 1716 году на 43-м году жизни от заболевания желудка и была похоронена на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре.