Выставка «Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути» открылась в Нижнем Новгороде
Нижний Новгород стал шестым российским городом, который присоединился к большому выставочному проекту музея-заповедника «Царское Село». 22 марта экспозицию представили в Нижегородском государственном художественном музее. В дополнительной программе – кинопоказы и лекции в нижегородском Центре культуры «Рекорд». Инициатор выставки – ГМЗ «Царское Село» – проводит ее совместно с Музеем железных дорог России, ГАРФ. Генеральный спонсор – ОАО «РЖД».
Масштабный передвижной выставочный проект «Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути» посвящен 185-летию открытия первой в России Царскосельской железной дороги и 130-летию основания Транссибирской магистрали. Проект стартовал в 2022-м во Владивостоке. За это время выставка побывала в пяти городах (Владивостоке. Иркутске, Новосибирске, Челябинске и Тюмени), её увидели почти 43 тысячи человек.
– Изначально мы задумывали проект так, чтобы он повторил маршрут путешествия будущего императора Николая II в 1891 году и побывал во Владивостоке, Иркутске, Новосибирске, Челябинске. Выставка вызвала живой интерес посетителей и музейщиков и после этих городов отправилась по инициативе наших коллег в Тюмень, а теперь и в Нижний Новгород. Мы рады, что инициативу нашего музея поддержали российские регионы, – говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.
В экспозиции представлено более ста предметов из собрания ГМЗ «Царское Село», Музея железных дорог России (Санкт-Петербург) и киностудии «Ленфильм». Среди них – живопись, графика, фотографии, документы (в том числе с маргиналиями Николая II), мемориальные мундиры, образцы ливрейного и форменного платья, памятные знаки, предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с путешествиями императоров; материалы по строительству и функционированию железных дорог, модели поездов и вагонов.
Тематические разделы дополняет мультимедийный проект (VR-путешествие в императорском поезде, ОАО «РЖД»). ГАРФ предоставил больше ста сканов документов и фото.
В нижегородском разделе главными экспонатами стали макеты четырех вокзалов Нижнего Новгорода, в том числе Императорского павильона, построенного специально к приезду Николая II в мае 1896 года. Их строительство и функционирование неразрывно связано с историей промышленности и культуры Нижнего Новгорода.
В 1896 году в Нижнем Новгороде проходила XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка. К этому масштабному событию выстроили целый городок, провели к нему временную линию железнодорожных путей и открыли временную станцию «Нижний-Выставка» – исключительно для прибывающих на выставку посетителей.
Среди десятков павильонов, сохранившихся на фотоматериалах и предоставленных для проекта Государственным архивом РФ и Нижегородским государственным музеем, где показывали достижения экономики Российской империи, особенно зрелищно были представлены новинки железнодорожной техники. На специально построенной импровизированной железнодорожной станции были сосредоточены новейшие образцы подвижного состава, средств связи, сигнализации, чертежи мостов и вокзалов, инженерные проекты новых железнодорожных путей, а также последние образцы вагонов первого, второго и третьего классов.
Сегодня представить себя посетителем той самой знаменитой художественно-промышленной ярмарки, прибывшим в вагоне поезда на временную станцию «Нижний-Выставка», поможет общее художественное решение проекта. Авторы использовали образ вагона императорского поезда как формообразующий элемент выставки, чтобы добиться эффекта погружения в тему, в том числе, через интерьер экспозиции.
Выставка не только рассказывает о той роли, которую сыграли железные дороги в развитии территорий и судьбе жителей в разных регионах нашей страны, но и освещает отдельные страницы истории развития железных дорог в России, связанные с российскими императорами как с главными заказчиками их сооружения и как с частными пользователями этого вида транспорта.
Первая «пробная» железная дорога была сооружена по воле императора Николая I вопреки желанию высокопоставленных чиновников того времени. Несмотря на то, что в народе она считалась «увеселительной», да и сам император нередко в качестве развлечения катался «экстренным поездом» с приближенными до своего летнего Александровского дворца в Царском Селе, она стала неоспоримым аргументом в пользу продолжения развития железнодорожного дела в России.
Последняя построенная в дореволюционной России железная дорога — великий Транссиб. Он сооружался под личным контролем Николая II, понимавшим с самого дня закладки значение этой магистрали для развития страны, и по сей день остается непревзойденным по множеству параметров инженерно-техническим сооружением.
Сохранившиеся свидетельства железнодорожных путешествий высочайших особ сегодня большая редкость. Предметы, которые могут рассказать о том, как строились рельсовые магистрали в XIX столетии, как были организованы императорские поездки и как выглядели «дворцы на колесах», хранятся в музейных и архивных собраниях в разных регионах страны. Чтобы собрать воедино эти артефакты и помочь всем интересующимся составить представление об этой интереснейшей странице отечественной истории, и была задумана выставка.
Дополнительная программа включает кинопоказы отечественных и зарубежных художественных фильмов и лекций историков, архитекторов, киноведов, связанных с главной темой выставочного проекта. Эти встречи пройдут в центре культуры «Рекорд». Кинопрограмма будет интересна и семейной аудитории, так как включает подборку как малоизвестных, так и популярных анимационных фильмов, составленную куратором спецпроектов «Союзмультфильма» Павлом Шведовым. В разработке программы художественных фильмов приняли участие главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов и научный сотрудник Госфильмофонда РФ Наталья Мокрушина, они прочитают лекции перед показами ранних короткометражных фильмов начала ХХ века и современных отечественных и зарубежных фильмов известных режиссеров.
В Нижнем Новгороде выставка продлится до 26 мая 2024 года.